Огни больших мостов
Вице-президент Союза архитекторов России Игорь Воскресенский так прокомментировал ситуацию: «В ближайшее время начинается комплексное благоустройство берегов Москвы-реки. Это на руку архитекторам и светодизайнерам, поскольку невозможно организовывать оформление мостов в отрыве от береговой полосы и близлежащих строений. Обязательно стоит учесть и то, что в Москве есть ряд панорамных точек, смотровых площадок. Они определяют визуальное восприятие больших территорий, значимыми архитектурными элементами которых являются мосты».
В число объектов, для которых планируется разработать новую концепцию освещения, вошли такие знаковые мосты, как Андреевский, Большой Каменный, Строгинский, Новоарбатский и ряд других.
По мнению экспертов, подсветка всех 25 столичных мостов не должна быть разноцветной. Например, историческим мостам больше подходит теплый бежевый, а для праздничного освещения будут рассмотрены более сложные варианты. У дизайнеров в последние годы появилась возможность создавать различные эффекты при помощи мультимедийного светодиодного освещения, изменять яркость света или осуществлять плавные цветовые переходы. При этом подсветка не конкурирует с ночным освещением улиц и магистралей, не мешает водителям автомобилей излишней яркостью или декоративностью.
Народный художник России, академик РАХ Сергей Андрияка отметил, что «создание системы художественно подсвеченных мостов – грандиозная идея. Однако подсветка должна не только подчеркивать красоту строений, но и скрадывать их архитектурные недостатки. Специалистам необходимо четко ориентироваться в своих желаниях и знать, что важнее с точки зрения архитектурно-световой эстетики – показать мост во всем световом «величии» или продемонстрировать его световое отражение в воде».
Генеральный директор компании «Светэнерго» Александр Платонов подтвердил, что «светодиодное декоративное освещение наиболее эффективно. Форма, свойства и эксплуатационные характеристики светильников весьма разнообразные. Полет для творчества – огромен. Однако удовольствие это весьма затратное. К тому же опыт показывает, что не стоит ждать чудес даже от супернакрученной дизайнерско-световой системы при слабой архитектурной проработке идеи».
МИРОВОЙ ОПЫТ
1. Гигантский «огнедышащий дракон» – мост Dragon Bridge был торжественно открыт в апреле 2013 года во Вьетнаме. Специалисты признали мост архитектурной достопримечательностью страны. Конструкция обладает внушительными размерами: 666 метров в длину и 37,5 метра в ширину. Мост оснащен 15 тыс. светодиодных фонарей, а современная система освещения позволяет постоянно менять подсветку, придавая ему сказочный вид и создавая живописные отражения в водах реки Ханган. Проект моста и подсветки разработаны американскими специалистами.
2. В Лондоне к бриллиантовому юбилею царствования королевы Елизаветы II и ХХХ летним Олимпийским играм на Тауэрском мосту установили энергоэффективную подсветку, разработанную компанией GE, благодаря которой он изменил в ночи свои очертания. Система освещения позволяет подчеркнуть художественные достоинства строения. В разноцветном освещении 1,8 тыс. светодиодных прожекторов особое очарование приобретают готические башенки, резные наличники окошек и облицовка парапета. Управление системой осуществляется с помощью персонального компьютера и позволяет легко перенастраивать освещение в связи с различными поводами.
3. Еще до открытия моста Золотые Ворота в Сан-Франциско (общая длина 1970 метров, высота опор над водой – 230 метров) конструктор Ирвинг Морроу составил отчет, озаглавленный «Цвет и освещение Золотых Ворот». Морроу предложил меньше освещать верхнюю часть пилонов, чтобы они «словно уходили» в вечернюю темноту. Это в еще большей степени подчеркивало бы их высоту. Предложение Морроу не реализовали из-за недостатка бюджетных средств. Правильное освещение впервые было применено лишь в день празднования полувекового юбилея моста. Недавно подсветка моста была обновлена. Теперь в темное время суток он действительно кажется золотым.
4. Грандиозный проект художественного освещения Золотого моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке был реализован в январе 2013 года. Самый высокий и самый длинный в мире вантовый мост соединяет материковую и островную части города. Его общая протяженность – 2100 метров при высоте пилонов 324 метра над водой. Концепция архитектурно-художественного освещения – создание иллюзии парящего в воздухе моста за счет активной подсветки опор и множества вантов. При этом подсветка не влияет на ночное освещение проезжей части.
Более 200 светодиодных линий органично вписаны в структуру моста, создавая неповторимый вид в вечернее и ночное время.