Рельсы завяжут в узлы
Убедившись в эффективности МЦК, столичные власти начали работу над новым масштабным проектом, который объединит и интегрирует в систему городского транспорта существующие железнодорожные радиусы. Как уже писала «Московская перспектива», в планах горадминистрации – создание 17 маршрутов сквозного проезда через центр города, запуск на них тактового движения электричек и организация на периферии мини-вокзалов, где пассажиры поездов дальнего следования смогут пересесть на городской транспорт. Новая схема начнет работать после 2020 года. Корреспондент «МП» узнал подробности.
В Москве сейчас 9 радиальных железнодорожных направлений, обеспечивающих связь столицы с ближними и дальними пригородами, но только три из них объединены в диаметры: в частности, с Курского направления пригородные поезда могут проследовать на Рижское и Смоленское, а с Савеловского – на Смоленское. Власти хотят соединить между собой все железнодорожные радиусы, получив тем самым сквозные диаметральные маршруты через центр города. «Каждый такой диаметр, например, от Зеленограда до Балашихи или Подольска, будет работать в режиме МЦК. Это значит, что пригородные поезда по нему будут курсировать с небольшими интервалами. Это большой и сложный проект, реализация которого серьезно изменит ситуацию с пригородным сообщением», – подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин.
Действительно, создание железнодорожных диаметров позволит решить сразу несколько задач, стоящих перед городом, а также РЖД и Администрацией Подмосковья, которые совместно с Минтрансом являются участниками нового мегапроекта. Половина машин по-прежнему приезжает в Москву из Подмосковья и других регионов. Люди просто не пользуются электричками из-за необходимости подстраиваться под неудобное расписание (например, до сих пор действует трехчасовой технический перерыв), а также нежелания ездить в переполненных вагонах. Если ситуация изменится, железнодорожный транспорт будет переведен на тактовый режим работы аналогично МЦК, в результате многие откажутся от автомобилей в пользу более удобного и быстрого способа передвижения. Это в равной степени касается не только жителей Подмосковья, но и москвичей: при протяженности железнодорожных путей в столице 250 км для поездок по городу ими пользуются не более 100 тыс. горожан.
Сквозные маршруты, естественно, не подразумевают, что пассажиры будут ездить из одного областного центра в другой. Но они дадут возможность не пересаживаться на метро, чтобы доехать до пункта назначения. Для некоторых перегруженных линий, например, Таганско-Краснопреснен-ской, это критически важно. Кроме того, не стоит забывать, что электрички ходят в районы, где пока нет метро – Бирюлево, Дегунино, Бескудниково, Сетунь, Ярославский и т.д., не говоря уже о населенных пунктах новой Москвы. Если железнодорожные радиусы будут интегрированы в городскую транспортную систему с единым проездным билетом и тактовым движением поездов в течение всего дня, то доля жителей Москвы, проживающих в шаговой доступности от остановок скоростного внеуличного транспорта, по подсчетам экспертов, вырастет в 1,5 раза.
Удобство и эффективность железнодорожных диаметров проектировщики демонстрируют на простом примере: сейчас отсутствует прямая транспортная связь востока и запада Москвы. Это значит, что из Кунцева в Новогиреево нужно ехать с двумя пересадками на трех линиях метро. Однако соединение Смоленского и Горьковского железнодорожных направлений заметно упростит задачу и сократит время в пути: добраться из пункта А в пункт Б можно будет вообще без пересадок.
Подготовка к реализации нового проекта ведется в течение нескольких лет. Для увеличения пропускной способности железнодорожных радиусов и организации на них тактового движения необходимо построить дополнительные пути, провести модернизацию существующей инфраструктуры, перенести или построить ряд платформ.
Уже выполнен комплекс работ по Октябрьскому направлению ж/д, ведутся работы на Ярославском, Горьковском, Курском и Смоленском направлениях, разрабатывается проект Киевского направления. Кроме того, формируется перечень мероприятий по усилению железнодорожной инфраструктуры Московского узла и строительству дополнительных путей для соединения Курского и Горьковского направлений с Рижским, Смоленским, Ленинградским и другими, сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».
Эксперты, в свою очередь, заявляют о практической готовности Горьковско-Рижского и Курско-Ленинградского диаметров, где для запуска движения в режиме МЦК достаточно лишь переустроить пути в районе станции Каланчевская. Самыми трудоемкими и поэтому дорогостоящими будут связки между Ярославским и Павелецким направлениями, а также Казанским и Киевским, где придется строить подземные тоннели со станциями. Впрочем, аналогичные проекты уже реализованы в большинстве столиц Европы – ничего технически сложного здесь нет.
По данным городских властей, всего планируется запустить 17 сквозных маршрутов через город, в РЖД говорят о возможности создания более 20 ж/д диаметров с тактовым движением поездов. Параллельно горадминистрация изучает возможность организации зонных (конечных) станций, своего рода мини-вокзалов, на линиях МЖД, которые будут вынесены на периферию мегаполиса. «Часть поездов, в том числе дальнего следования, будут останавливаться на этих станциях, а пассажиры смогут пересесть на метро, пригородные электрички или наземный транспорт», – пояснил руководитель управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев. По его словам, станции появятся на всех направлениях, кроме Ярославского. Например, на Рижском направлении мини-вокзал появится около станций метро «Рижская» и «Ржевская», на Горьковском – на платформе Карачарово, на Павелецком и Курском – Царицыно. Еще одну зонную станцию планируется создать в составе ТПУ «Петровско-Разумовская». Для этого будет перенесена действующая железнодорожная платформа, организована пересадка на Савеловское направление. Помимо обычных поездов дальнего следования здесь, по расчетам проектировщиков, смогут останавливаться скоростные «Сапсаны». Как ранее подчеркивал глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, в последние годы реконструкции и строительству железнодорожных путей в Москве уделяется большое внимание. За семь лет было реконструировано и построено около 160 км железнодорожных путей.