Зеленая зона для «Динамо-машины» - Московская перспектива
Зеленая зона для «Динамо-машины»

Зеленая зона для «Динамо-машины»

Зеленая зона для «Динамо-машины»

В столице стартует очередная амбициозная стройка. В рамках проекта «ВТБ Арена парк» реконструируют центральный стадион «Динамо», рядом с ним построят здание академии спорта, а также многофункциональный центр, включающий гостиницу, офисы и жилые апартаменты. Парк физкультуры и спорта «Динамо» расположен практически в центре будущего квартала, между стадионом и новыми зданиями. Застройщик принял решение благоустроить запущенную зеленую зону, превратив ее в «высококачественное пространство для отдыха». С этой целью в конце апреля был объявлен архитектурный конкурс на разработку концепции парка. Задача участникам была поставлена непростая: создать отвечающую всем современным требованиям территорию, не затрагивая при этом ее исторической основы.

Из-за этого обстоятельства разработчики концепций были поставлены в жесткие рамки. В исторической части нельзя не только изменять направления дорожек и тропинок, необходимо сохранить или воссоздать их традиционное покрытие. То же самое относится и к зеленым насаждениям: предполагается сохранить большую часть растущих в парке деревьев, а там, где это необходимо, восстановить зеленые насаждения в прежнем виде. Должны быть сохранены исторически сложившийся рельеф территории и ее функциональное назначение. Единственное послабление продиктовано экологией. Поскольку в непосредственной близости от парка теперь проходят крупные автомагистрали – Третье транспортное кольцо и Ленинградский проспект,?– польза от занятий спортом в столь загрязненном месте представляется сомнительной. В результате разработчикам концепций разрешили не включать присутствующие в названии физкультуру и спорт в обязательные функции парка.

Вместе с тем проект должен соответствовать всем современным требованиям к полноценной зоне отдыха и включать в себя систему навигации, детские площадки, точки общепита, скамьи, беседки, площадки для игр. Кроме того, необходимо сохранить транзитную функцию парка, учесть соседство крупного спортивного сооружения и сделать территорию доступной для маломобильных групп населения.

Воплотить все эти требования в жизнь предложили пяти командам-финалисткам конкурса – архитектурным бюро «Практика», «Поле-дизайн», Wowhouse, архитектурно-градострои-тельной компании Buromoscow и творческому дуэту – архитектору Илье Заливухину и художнику Александру Константинову.

Итоги конкурса были подведены на прошлой неделе. По общему мнению жюри, в состав которого вошли представители застройщика, чиновники московского правительства, известные архитекторы и дизайнеры, все участники представили на конкурс очень необычные и интересные решения. «Мы очень довольны теми картинками, которые увидели. Они позволяют представить, как этот парк должен выглядеть в будущем», – подчеркнул старший вице-президент банка ВТБ, председатель совета директоров «ВТБ Арена» Андрей Перегудов, отметив при этом, что проект «ВТБ Арена парк» должен стать «одним из самых красивых в Европе, изюминкой в центре Москвы».

Хотя все представленные на конкурс проекты были признаны оригинальными и высококачественными, жюри единогласно разделило первое место между двумя командами – архитектурным бюро «Практика» и дуэтом Ильи Заливухина и Александра Константинова. Главной идеей проекта «Практики», который архитекторы назвали «Динамо-машина», стало расширение территории зеленой зоны. «История парка – это история его последовательного уменьшения, – рассказал один из авторов проекта Григорий Гурьянов. – Мы поставили цель сделать не парк рядом со стадионом, а стадион в парке, приложили максимум усилий, чтобы объединить парк и стадион в единую структуру и вовлечь в нее прилегающие территории». По замыслу архитекторов, главным объединяющим элементом должно стать 2-километровое велосипедное и беговое кольцо вокруг парка и стадиона, которое можно будет использовать как для повседневных занятий спортом, так и для массовых акций – забегов, заездов и т.п. «Энергия спортсменов, движущихся по дорожке, перерабатывается в символическую энергию парка», – пояснил свою концепцию господин Гурьянов. Второй важный структурный элемент проекта – пешеходный мост, ведущий от станции метро «Динамо» через парк к жилым районам. Он призван обеспечить транзитное движение пешеходов и отделить стадион от парка системой интегрированных в мост раздвижных ограждений. Проектом также предусматривается создание кластера спортивных площадок в южной части парка и установка малых архитектурных форм специально разработанной линейки «пьедесталы почета».

Архитектор Илья Заливухин и художник Александр Константинов назвали свой проект «Движение и воздух». По их мнению, главная задача – сохранить парк как территорию, на которой будет максимальное количество зелени, воздуха и свободного пространства. «На парк накатывают цунами: город с очень плотной застройкой и двумя хайвеями. Кроме того, парк зажат между двумя огромными сооружениями», – рассказывает Александр Константинов. По его мнению, строить внутри парка ничего не надо, надо оставить его для движения и воздуха. Для этого авторы предложили обустроить два типа пешеходных дорожек: прямые – траектории цели (которые будут обеспечивать транзит через парк) и изогнутые – траектории прогулки (образующие замкнутые маршруты). Кроме того, в проекте предлагается воссоздать пруд, который был в парке в 30-х годах.

Помимо профессионального жюри идеи конкурсантов оценивали жители столицы. По итогам интернет-голосования приз зрительских симпатий получило архитектурно-дизайнерское бюро «Поле-дизайн» с проектом «Горизонты движения».

Хотя в конкурсе победили столь разные по сути своей проекты, организаторы довольны его результатами. По словам Андрея Перегудова, инвестор получил разброс идей, который необходим для принятия правильного решения по обустройству столь ответственной площадки.

Реконструкцию парка предполагается начать через три года, однако определиться с концепцией, по мнению застройщика, было необходимо уже сейчас, когда идет проектирование инженерной инфраструктуры комплекса «ВТБ Арена парк», так как часть коммуникаций, возможно, пройдет под дорожками парка. Финансироваться обустройство зеленой зоны будет полностью за счет инвестора, причем никаких коммерческих объектов на территории парка размещать не планируется. По словам Андрея Перегудова, инвестиции в реконструкцию парка будут незначительными по сравнению с расходами на строительство стадиона и коммерческой части проекта, которые составят около 60 млрд рублей. Завершить реконструкцию парка планируется одновременно с завершением всего проекта «ВТБ Арена парк» – в конце 2017 года.

Теги: #