Казачья вольница столицы
По данным городского комитета по делам казачества, сегодня в столице 2,6% граждан (около 300 тыс. человек) причисляют себя к потомственным казакам. Из них около 9 тыс. человек состоят в казачьих организациях, внесенных в государственный реестр. Прочие состоят либо в различных военно-исторических клубах по интересам, либо в других общественных организациях.
– Возрождение казачества, которое началось в 90-е годы, было непростым, – комментирует Леонид Макуров. – Конечно, у большинства казаков было огромное желание стать полезными государству, делать что-то нужное. Были и попытки эксплуатации казачьего имени с целью извлечения прибыли и всевозможных спекуляций. В?середине 90-х годов началась государственная регистрация казачьих обществ с их историческими названиями. По федеральному закону № 7 казачьи общества начали регистрироваться в качестве некоммерческих организаций. Поначалу все было довольно хаотично – на свет извлекались дедовские мундиры, появлялись какие-то непонятные награды. На момент регистрации казачьих обществ только в Москве насчитывалось почти 200 (!) казачьих генералов и 272 казачьи организации.
Парадокс современного казачества?– в полном отсутствии законодательных критериев для людей, которые причисляют себя к казакам. Организовать районный казачий клуб может фактически каждый желающий. Носить гимнастерки, галифе с лампасами и Георгиевские ордена также никто запретить не может (Георгиевский орден не является официальной наградой в РФ). В 2005 году появился официальный Закон №?54 о государственной службе российского казачества. С?тех пор Минюст России ведет официальный реестр казачьих обществ. Их участники добровольно принимают на себя обязательства по несению какого-либо вида государственной службы – это обеспечение общественного порядка (включая проведение религиозных мероприятий РПЦ), подготовка призывников в армию, охрана объектов культурного наследия и природных территорий, помощь в ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д. Все прочие казачьи организации формально считаются «клубами по интересам». Кроме того, по российскому законодательству запрещается ношение любой формы, схожей с официально утвержденной. Все виды формы реестровых казачьих обществ утверждены в 2009 году Геральдической комиссией Совета при президенте Российской Федерации по делам казачества. Все прочие люди, надевающие похожую форму и знаки различия, считаются «ряжеными».
«Сейчас в реестровых казачьих войсках для того, чтобы избавиться от «ряженых», будет проведена перерегистрация», – заявил Леонид Макуров. Он также пояснил, что каждый реестровый казак состоит на воинском учете и имеет право носить форму. После регистрации казаки получат новые удостоверения (они похожи на военный билет).