«Мы должны достраивать Москву до уровня современного мегаполиса»

«Мы должны достраивать Москву до уровня современного мегаполиса»

«Мы должны достраивать Москву до уровня современного мегаполиса»
«Мы должны достраивать Москву до уровня современного мегаполиса»
Андрей Чернихов о том, как проект «IBC – Интернешнл бизнес-сити» сделает присоединенные территории центром притяжения мирового бизнеса

В новой Москве, в районе крупного транспортного узла Бекасово, Международная инвестиционная группа (МИГ) через несколько лет предполагает построить фактически новый город, в котором будут жить и работать около 150–200 тысяч человек. Существенную долю их составят иностранцы. О том, каким видят новый бизнес-город его идеологи, корреспонденту «Московской перспективы» Анне Александровой рассказал Андрей Чернихов – главный архитектор проекта «IBC – Интернешнл бизнес-сити», профессор Международной академии архитектуры.

«Приблизить средние и малые предприятия к их бизнес-партнерам»

Андрей Александрович, в чем основная концепция проекта «IBC – Интернешнл бизнес-сити» и как она родилась?

– В начале 1970-х годов международная компания World Trade Centers была известна тем, что создавала
по всему миру международные торговые центры в больших городах. Крупные фирмы, которые были заинтересованы в развитии своего бизнеса в других странах, арендовали в этих центрах офисы, получали всю необходимую инфраструктуру и таким образом развивались на первых этапах своей деятельности на «новых» территориях. В таких центрах предоставлялся полный спектр услуг – там были апартаменты, гостиницы, службы перевода, многофункциональный бизнес-центр, налажено банковское, юридическое, логистическое обслуживание и многое другое.

То есть в Бекасово съедутся все мегакомпании, которые начинают работать в России?

– Очевидно, что транснациональные корпорации, которые появились в процессе развития мировой экономики, имеют достаточно финансовых возможностей для того, чтобы открывать свои офисы, иметь представительства в любой стране. Мы же занимаемся средними и малыми предприятиями. Это те структуры, которые составляют сегодня более 70 процентов экономики Евразии и являются, по сути, ее основой. Но иметь в каждой стране, в каждом городе свое представительство среднему и малому бизнесу не под силу.

Идея заключалась как раз в том, чтобы приблизить такие предприятия непосредственно к их бизнес-партнерам. То есть прежде всего это развитие сферы В2В (бизнес для бизнеса), хотя В2С (бизнес для клиента) будет так или иначе развиваться, ведь они существуют параллельно.

И с чего начали авторы нового формата?

– Прежде всего специалисты Международной инвестиционной группы проанализировали, чем характеризуются инвестиционные процессы, которые происходят на постсоветском пространстве. Это, в частности, создание Евразийского и Таможенного союзов. Существует большой интерес Азиатского региона в развитии бизнеса в Европе и России, а европейского и российского – в Азии. Инвестиционная группа «МИГ» поставила перед собой амбициозную задачу создания бизнес-платформ на Евразийском континенте, которые дадут возможность средним и малым предприятиям непосредственно присутствовать в каждом регионе. То есть цель состоит в том, чтобы приблизить бизнес средних и малых компаний одного региона в рамках Евразии к другому.

Азию представить в Европе, Европу в Азии, а тот и другой регионы – в России?

– Именно так. Постепенно выстроилась соответствующая концепция. Специалисты компании «МИГ» объехали почти все европейские страны, где тем или иным образом представлены азиатские компании. Азия – это ведь не только Китай, это и та же Индонезия – активно развивающаяся страна с многочисленным населением и большим экономическим потенциалом, это и Таиланд, и Сингапур, и Вьетнам, и многие другие страны АТЭС. Авторы концепции знали, что Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Италия, Германия, Австрия, Франция, Нидерланды и Испания открыли у себя азиатские центры. Но что они собой представляют? Аналоги нашего печально известного «Черкизона».

Неужели все так мрачно?

– Да, азиатские предприниматели ютятся в самых дешевых районах городов, в стесненных условиях. Проблемы у них возникают такие же, как и у всех иностранцев во всем мире: их грабят, обманывают, они попадают под «крыши» различных криминальных группировок. Если для них создать место, где был бы чистый шоу-рум, нормальный офис, общежитие, – это был бы предел мечтаний, потому что они обычно не живут в пятизвездочных гостиницах, им достаточно дешевого общежития. Им надо создать условия для нормального питания, обеспечить безопасность, предоставить банковское обслуживание, возможность получения юридической помощи и многое другое. При этом живут иностранные бизнесмены в таких местах часто по несколько лет, у них появляются семьи, рождаются дети, их необходимо обучать, лечить и т.п. Специальный комплекс для представителей малого и среднего бизнеса мог бы выполнять как предпринимательские функции, так и инфраструктурные. Поэтому, согласно нашей концепции, это должна быть международная бизнес-платформа, включающая в себя постоянный выставочный комплекс, гостиницы, общежития, офисные и жилые помещения, логистику, спортивные, медицинские и развлекательные центры.

«Больше выгоды и меньше вложений»

Сегодня в нашей стране есть что-то подобное?

– Аналогов таких бизнес-платформ в России и Европе не существует. Сейчас в новой Москве компания «МИГ» развивает проект бизнес-квартала на Калужском шоссе, который будет располагаться за МКАД. Однако он не является аналогом IBC.

Есть уверенность в том, что такая платформа будет востребована?

– Да, этот проект появился в результате изучения бизнес-среды за границей. Когда наши партнеры работали в Китае, они обратили внимание, что туда приезжает множество представителей иностранных компаний. Это понятно, ведь сегодня Китай – основной локомотив мировой экономики, его торговый оборот с Европой составляет 550 млрд
долларов. Только в одном далеко не столичном городе Иу, например, открыт комплекс на 16 млн квадратных метров, который ежедневно посещают около 38 тысяч представителей иностранных компаний. Сотрудники компании «МИГ» спрашивали у предпринимателей, скажем, из Алжира: «Зачем вы сюда приехали?» Они говорили: «Нам надо закупить различные товары, однако на китайском языке мы не говорим, куда идти – не знаем, кто занимается теми или иными товарами – не понимаем, во всем этом нам помогает существующая бизнес-платформа». Наши уточняли: «А если бы у вас была возможность встретиться с азиатскими партнерами в Европе?» – «Это было бы здорово!» Общаясь с иностранными предпринимателями, представители МИГ выявили их основные проблемы. Иностранцы, которые попадают в незнакомую среду, теряются, большое количество времени и денег уходит у них на то, чтобы с кем-то встретиться, найти переводчика, снять гостиницу и т.д. Как минимум неделю они тратят только на организационные вопросы, даже несмотря на то, что они обо всем договорились по интернету, созвонились по телефону, все равно возникают большие временные потери.

На кого вы ориентировались, создавая проект «IBС»?

– Отправной точкой послужила Кантонская выставка (Canton Fair), одна из крупнейших в Азии. Там
представлены азиатские, в основном китайские, товары. Средние и малые предприятия, представляя там
свою продукцию, платили за неделю участия в выставке очень большие деньги. При этом получали в свое распоряжение всего лишь маленькие стенды. В российских условиях предприниматели могли бы иметь большую выгоду с гораздо меньшими вложениями средств. Тогда и появился слоган: «Вы платите у нас за год то, что за неделю на Canton Fair».

Если говорить об интересах российского бизнеса, в чем основные преимущества этой платформы?

– Весь смысл бизнес-платформы состоит в том, что здесь не нужна сеть посредников, дилеры и дистрибьюторы исключены из механизма ее функционирования. Это позволяет продавать товары намного дешевле. Кроме того, B2B-платформа позволит устанавливать долгосрочные контакты, создавать совместные компании и в итоге способствовать росту экономики.

По примеру московского бизнес-сити можно будет создавать подобные проекты, скажем, в таких крупных, динамично развивающихся городах Сибири, как Новосибирск или Омск, чтобы предприниматели не ездили оттуда в столицу, а были востребованы на месте, в своих регионах.

Каковы стратегические цели компании «МИГ» в России?

– У руководства Международной инвестиционной группы в нашей стране только одна стратегическая цель – сделать так, чтобы Россия и Москва были инвестиционно привлекательными, с динамично развивающейся экономикой.

«Проект станет драйвером ростановой Москвы»

Ваш проект называется «IBC – Интернешнл бизнес-сити», то есть это будет именно город?

– В прошлом году наши партнеры предложили концепцию руководству Москвы и присоединенных территорий, а затем представили проект на MIPIM. Когда 17 января мы докладывали концепцию мэру Москвы Сергею Собянину на совещании, то пояснили, что это будет целый город, точнее, поселок городского типа с численностью населения порядка 150 тысяч. Действительно, при нескольких тысячах представительств малых и средних предприятий разных стран получится примерно 50–60 тысяч постоянно работающих, плюс члены их семей, обслуживающий персонал… Возможно, до 200 тысяч человек. Людям, которые будут обслуживать комплекс, необходимы достойные условия не только для работы, но и для жизни.

Столичные власти проявили интерес к проекту?

– Да, причем довольно большой. У чиновников есть понимание, что если это будет некий международный бизнес-город, то он начнет привлекать предпринимателей, создавать новые рабочие места и станет еще одним центром притяжения.

Почему вы считаете, что такой комплекс необходимо разместить именно в новой Москве?

– Потому что этот проект по своим масштабам очень значимый, он станет одним из драйверов роста новой Москвы, привлечет рабочую силу из исторической части города. С другой стороны, это очень удобное место. Для этой территории характерна хорошо развитая транспортная инфраструктура: аэропорт, крупнейший железнодорожный узел, федеральные трассы и планируемая в непосредственной близости Центральная кольцевая автодорога. Транспортная доступность позволит клиентам эффективно управлять движением товарных потоков. Кроме того, бизнес-город можно будет обеспечить автобусным сообщением, как, например, делают сетевые торговые центры.

С чего начнет компания, выйдя на площадку?

– В первую очередь, конечно, должна быть обеспечена транспортно-инженерная инфраструктура. Затем – логистика и работа выставочного центра, а потом уже будет строиться жилье и социальные объекты.

За какое время можно осуществить такой масштабный проект?

– Речь не идет о том, что мы построим такой комплекс завтра. Это примерно семилетняя программа, разбитая на четыре фазы. Мы планируем привлечь около 12 тысяч компаний-клиентов сферы В2В. Инвестиции в реализацию проекта составят около 100 млрд рублей.

Какие еще зоны, помимо выставочной, войдут в структуру бизнес-сити?

– В Международном бизнес-городе расположатся три основные зоны: торгово-выставочный комп-лекс, логистика и четверть площади – собственно жилой квартал и рекреационная зона. Сотрудники должны жить в комфортных условиях, для них построят небольшие квартиры-студии. Кроме того, семьям необходимы и детские сады, и школы, и рекреационные объекты. Откроются магазины, многофункциональный развлекательный комплекс с кинозалом, спортивный комплекс. Выставка-продажа займет примерно четвертую часть всей площади. Здесь будут представлены порядка 12 секторов экономики – информационные технологии, телекоммуникации, автомобилестроение, легкая промышленность, строительно-отделочные материалы и другие. Логистика займет 50 процентов территории.

Как будет организована работа самой выставки?

– Откроются тысячи шоу-румов, разделенных по отраслям экономики. Там будут как постоянные выставочные места, так и временные экспозиции. Сотрудники шоу-румов станут сами обновлять свою продукцию и стенды. Важно, чтобы в этой зоне шел активный обмен информацией, чтобы менеджеры были в курсе последних тенденций. Это придаст большей динамики комплексу. Также предусматривается достаточно масштабный гостиничный комплекс со всей сопутствующей внутренней инфраструктурой: конференц-залы, переговорные и другие необходимые помещения.

В каком соотношении здесь станут работать иностранцы и россияне?

– Когда специалисты МИГ проанализировали и рассчитали возможности бизнес-платформы, то поняли, что одними иностранными сотрудниками вряд ли можно будет обойтись. По нашему мнению, на одного иностранного предпринимателя должно приходиться как минимум два-три россиянина – менеджеры и сотрудники сферы обслуживания. В этом вопросе важна позиция наших властей, которые должны быть заинтересованы в развитии таких проектов и влиять на этот процесс.

Удастся ли компаниям, которые начнут работать в бизнес-сити, набрать достаточное количество квалифицированных россиян? Ведь как минимум такой персонал должен свободно владеть иностранными языками.

– Для того чтобы отечественные сотрудники и менеджеры могли повышать профессиональный уровень, знание восточных и европейских языков и в итоге – работать более эффективно, в рамках проекта планируется открыть для них колледж, рассчитанный на 300–400 студентов. Готовить персонал – это уже стратегическая задача, и мы должны использовать этот масштабный проект бизнес-платформы мирового класса также и для долгосрочных целей.

«Это интересно любому архитектору»

В том, что касается архитектурных решений, бизнес-город будет иметь свои особенности?

– Обязательно, особенно в том, что касается ключевых точек – гостиничных комплексов со своей инфраструктурой, выставочных зон, а также оформления улиц, дизайна площадей. Должно быть целостное восприятие города – пусть и специфического. В истории есть немало таких примеров. Стоит вспомнить моногорода, как, скажем, фордовский или тот
же «космический» Королев. А в новой Москве будет создан город-выставка.

Могли бы вы в общих чертах описать, как будет выглядеть этот город?

– В Бекасове нет идеального прямоугольника, который можно было бы так же строго распланировать, как Манхэттен. Поэтому здесь должна быть найдена интересная градостроительная концепция, и в ее рамках уже будут реализованы конкретные архитектурные решения. Все должно быть очень достойно, потому что это визитная карточка первого проекта такого рода на территории России. Необходимо привлекать лучших архитекторов, дизайнеров, урбанистов. Этот комплекс станет украшением новой Москвы. При его строительстве мы планируем использовать современные экологичные материалы и технологии.

Чем лично вас заинтересовал этот проект?

– Это действительно очень нестандартная градостроительно-архи-тектурная задача. Такие вещи любому архитектору интересны. Необходимо решить много задач – от инженерной и транспортной инфраструктуры до городского дизайна, архитектуры, ландшафтного дизайна. Всегда интересно работать в долговременных проектах, видеть, как они реализуются. Мы должны фактически достраивать Москву до уровня современного мегаполиса.

То есть застраивать присоединенные территории?

– Новая Москва – это полторы территории старой, то есть ее никогда не сделаешь городом в традиционном понимании. Единственный способ освоения новой Москвы – кластеры. Это было показано и на международном конкурсе проектов новой Москвы, где почти все команды, за редким исключением, говорили о том, что там возможна именно кластерная концепция. А кластеры должны быть самодостаточными.

В новой Москве огромные пространства и растянутые коммуникации. Нельзя допустить там появления богом забытых жилых образований, построенных нашими девелоперами в угоду бизнесу. Поэтому мэрии Москвы надо решать параллельно очень много задач: как сделать собственно городские образования, как их в будущем правильно связывать между собой и с основными транспортными артериями, как создавать внутри всего этого ощущение принадлежности к мегаполису, а не ощущение «замкадья». Важно эту «замкадышность» не тиражировать дальше, а искоренять ее новой культурой. ®

ДОСЬЕ

Андрей Александрович Чернихов родился в 1948 году в Москве. Внук известного советского авангардиста и теоретика архитектуры Якова Чернихова. Окончил Московский архитектурный институт, работал в Моспроекте-1 и в институте «Гипропрос» Госстроя РСФСР. Вице-президент московского отделения Международной академии архитектуры, президент Международного благотворительного архитектурного фонда имени Якова Чернихова (ICIF), руководит архитектурно-дизайнерской мастерской.

СПРАВКА О КОМПАНИИ

МИГ (IIG – International Investment Group) – управляющая компания, которая реализует строительные проекты, представляет интересы ряда иностранных инвестиционных фондов и частных инвесторов. Занимается реализацией и управлением проектами в России, имеет офисы не только в Москве, но и в Европе, Китае и других странах мира. С рядом инвестиционных фондов Европы, Азии и Ближнего Востока компания работает несколько десятков лет.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРА IBC

Бизнес-платформа для малых и средних предприятий Европы и Азии
Постоянные выставки образцов товаров
Международная торговля
Создание гостиничной и жилой инфраструктуры
Транспортно-логистическое, юридическое, банковское обслуживание
Обеспечение безопасности бизнеса
Страхование
Обучение специалистов и консультирование

Теги: #