Вопросы экономии

Вопросы экономии

Вопросы экономии
Вопросы экономии
За счет чего стройкомплексу удается уменьшать сметы

На прошлой неделе машины поехали по развязке на пересечении Варшавского шоссе с улицей Академика Янгеля, о строительстве которой просили сами жители. Сооружение эстакады со сложной системой съездов и выездов обошлось на 12% дешевле первоначальной сметы, а всего только на этапе экспертизы по объектам горзаказа с начала года властям удалось сэкономить более 28 млрд рублей.

Вопрос экономии традиционно является актуальным для стройкомплекса как минимум по двум причинам. Во-первых, как фактор снижения коррупционной составляющей в строительстве, поскольку сводит на нет возможность сверхприбылей строительных организаций. Во-вторых, как барометр состояния городского бюджета: не секрет, что основные траты по программе бюджетных инвестиций приходятся именно на строительство. В 2011 году Адресная инвестиционная программа (АИП) была сформирована с большим резервом. По словам главы департамента строительства Андрея Бочкарёва, в нее заложили сложные технические решения и максимально возможную стоимость их реализации. Когда дело дошло до конкретных проектов, выяснилось, что «столько денег не понадобится». «Как минимум 10%, где-то 15%, где-то даже 20% от ранее заявленного бюджета мы экономим. Эти деньги будут распределены на другие задачи как в рамках АИП, так и для выполнения других обязательств, которые есть у города», – поясняет чиновник.

С начала 2014 года на объектах горзаказа удалось сэкономить 28,29 млрд рублей. «До подачи в госэкспертизу сметная стоимость проектов, запланированных к строительству за счет бюджетных средств, составляла 194,42 млрд рублей, после проверки – 166,13 млрд рублей», – отмечают в стройкомплексе. Таким образом, экономия составила 14,5%. В прошлом году эти показатели были почти вдвое выше.

Снижение показателей экономии в мэрии считают положительным трендом. Во-первых, это свидетельствует об ужесточении подходов к оценке сметной стоимости проектов государственными экспертами. Во-вторых – сами заказчики стали более ответственно подходить к составлению комплектов документации. Количество положительных заключений на объекты горзаказа по сравнению с прошлым годом выросло на 100%. Всего для проведения конкурсов Мосгосэкспертизой было выдано 353 согласованных проекта. В их числе: объекты транспортной инфраструктуры – 42, реконструкция непроизводственных объектов – 40, жилье и соцкультбыт – 111, производственные и уникальные объекты – 48, инженерные сети – 28, инженерная подготовка и снос – 37. Больше половины всей сэкономленной суммы – 14,76 млрд рублей – были получены за счет оптимизации проектной документации по объектам транспортной инфраструктуры. Снижение сметной стоимости по непроизводственным объектам составило 5,57 млрд рублей, по жилью и соцкультбыту – 4,96 млрд рублей, по производственным и уникальным стройкам – 1 млрд рублей, по инженерным сетям – 1,17 млрд рублей, по инженерной подготовке площадок – 470 млн рублей.

Тем не менее, по мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сегодняшний расчет сметной стоимости строительства является «абсолютно непрозрачным и непонятным» и нуждается как минимум в корректировках, а как максимум – в полной замене. По словам начальника управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС РФ Вадима Соловьёва, антимонопольное ведомство предлагает правительству перейти к системе конструктивных решений, которые заменят сметное строительство: «Данные тезисы внесены в проект «дорожной карты» с переходными положениями, который сейчас находится на рассмотрении в Минстрое».

По словам Андрея Бочкарёва, главным резервом для экономии при существующем порядке являются применяемые технические решения. «Мы по несколько раз многие объекты возвращали на доработку, смотрели соотношение стоимости и эффективности принимаемого решения, смотрели по методике, по влиянию на дорожную инфраструктуру, ранжировали критерии по степени важности», – поясняет господин Бочкарёв. После экспертизы экономия возможна при проведении торгов (правда, большое снижение стартовой стоимости в дальнейшем чревато невыполнением обязательств) и далее на этапе строительства (в этом случае экономия скорее всего станет прибылью подрядчика).

Как работают эти механизмы, можно проследить на примере развязки, построенной на пересечении Варшавского шоссе и улицы Академика Янгеля. Это сооружение появилось в графике строителей вне плана. Уже после завершения основных работ по реконструкции магистрали с просьбой построить развязку в мэрию обратились жители. И власти сочли это требование вполне оправданным. В целом после завершения работ пропускная способность Варшавского шоссе возросла примерно на треть, движение здесь стало почти свободным. «Почти» – потому что один пробочный участок все-таки остался: движение на пересечении с улицей Академика Янгеля по-прежнему регулировалось светофором, а значит, здесь периодически скапливались километровые пробки и возникали аварийные ситуации. Жители прилегающих кварталов Южного округа жаловались на лишний шум, плохую экологическую обстановку и опасность для пешеходов. «Безлошадных» горожан особенно раздражало отсутствие нормального прохода к станции «Улица Академика Янгеля» Серпуховско-Тимирязевской линии, а владельцев автомобилей – трудности при подъезде к жилым домам и выезде на Варшавское шоссе.

Когда в стройкомплексе подсчитали, в какую сумму обойдется самый эффективный проект развязки, решающий все проблемы автомобилистов и пешеходов, получилось около 7 млрд рублей. Таких денег даже в канун выборов мэра (а решение о строительстве развязки принималось в прошлом году) в бюджете города не нашлось. Тогда проектировщики получили задание скорректировать технические решения и предложить более скромный по параметрам объект, позволяющий развести основные транспортные потоки и создать необходимые пешеходные связки. В результате на торги проект, включающий сооружение эстакады по прямому ходу Варшавского шоссе, двух разворотных съездов на улицу Академика Янгеля и дополнительных съездов/выездов на местные проезды, вышел со стартовой ценой 1,5 млрд рублей. Генподрядчик ОАО «ГлавСтройГруп» предложил снижение на 12%, но в целом строительство обошлось в 1,7 млрд рублей, включая затраты на освобождение земельных участков и благоустройство.

Комментируя эту ситуацию перед открытием развязки, Сергей Собянин подчеркнул, что поиск рациональных решений, обеспечивающих экономию средств в ходе строительства и выполнения других работ, – генеральная линия правительства Москвы. Сейчас строительство любого объекта дорожно-транспортной инфраструктуры, включая самые сложные и крупные, обходится в среднем на четверть дешевле, чем это было в 2011 году. Аналогичная пропорция сохраняется и при сравнении с другими городами страны: московские развязки, объекты улично-дорожной сети, реконструкция магистралей стоят на 25% дешевле аналогичных по качеству сооружений в субъектах РФ с похожими условиями проведения строительных работ.

Столичные власти также рассчитывают существенно сэкономить на строительстве Кожуховской ветки метрополитена, примерив технологии, предложенные испанской компанией «Бурстен». Речь идет о строительстве двухпутных тоннелей горнопроходческим комплексом диаметром 9 метров без демонтажа щита на всем протяжении маршрута. Сами станции планируется возводить методом «сверху вниз»: вместо одной островной платформы у них будут две боковые с выходами в торцах (подробнее см. материал на стр. 5). Такая технология дешевле традиционной на 15–30%, еще от 30 до 50% удастся сэкономить на обслуживании и эксплуатации.

Теги: #