Торг у дороги неуместен

Торг у дороги неуместен

Торг у дороги неуместен
Торг у дороги неуместен
Количество съездов с Центральной кольцевой будет ограничено

В ближайшее время на территории Москвы начнется строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). По словам заместителя мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, подрядчик уже определен, до конца нынешнего года он развернет масштабные работы, которые продлятся несколько лет. В Подмосковье также намерены приступить к сооружению своих участков трассы. Однако эксперты уже сегодня выражают беспокойство по поводу того, что ЦКАД может повторить судьбу МКАД, став еще одной торговой улицей.

Первый участок ЦКАД пройдет недалеко от Троицка и Подольска. На трассе установят шумовые полосы и светодиодное освещение, строительство начнут с шестиполосной развязки на пересечении с Симферопольским шоссе, которая должна заработать в 2016 году. Работы на этом участке выполнит компания «Стройгазконсалтинг», победившая в недавнем тендере.

Также в ближайшее время приступят к работам по сооружению участков нового кольца и в Подмосковье. На дискуссии «ЦКАД как стимул развития подмосковных городов», прошедшей в рамках недавней выставки «Строительная неделя Московской области-2014», эксперты назвали грядущую стройку самым масштабным проектом дорожного строительства, которая повлияет на всю транспортную систему Центральной России. «В перспективе ЦКАД более чем вдвое увеличит количество рабочих мест в Подмосковье, – прогнозирует заместитель начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Юрий Новосёлов. – Речь идет о 1,7 млн рабочих мест для жителей Подмосковья в сфере логистики, туризма и услуг. Это позволит полностью поменять образ жизни населения области: сейчас большая его часть ездит на работу в Москву, что создает дополнительные транспортные трудности».

По словам коммерческого директора ФСК «Лидер» Григория Алтухова, сегодня около 600 девелоперских проектов реализуется в радиусе 10–30 км от МКАД, где цены достаточно высокие. В радиусе 30–60 км от МКАД, в непосредственной близости от планируемого маршрута ЦКАД, проектов в разы меньше, не более 30, поэтому и спрос на такие комплексы гораздо ниже. «Основная причина – транспортная недоступность территорий. Почти вся инфраструктура строится недалеко от границ Москвы», – отметил господин Алтухов. Строительство ЦКАД, по его мнению, поможет кардинально преобразить область и начать освоение новых территорий, которые расположены в 30 км и дальше от МКАД.

Подмосковные чиновники уже отобрали первые 10 площадок, находящихся в зоне влияния ЦКАД, где могли бы разместиться техно- и индустриальные парки, жилые микрорайоны, объекты социальной и иной инфраструктуры. «Мы совместно с муниципалитетами прорабатываем сейчас комплекс предложений, которые затем будут анонсированы инвесторам и девелоперам, – где эти точки роста находятся, что рядом с ними располагается и т.д. Я сейчас не готов назвать их местоположение, потому что они до конца не согласованы», – рассказал гендиректор ОАО «Корпорация развития Московской области» Николай Милькис. При этом он добавил, что площадки появятся на пересечении будущей ЦКАД с основными магистралями.

Впрочем, эксперты-транспортники уже сейчас бьют тревогу. По их мнению, если застраивать территории около ЦКАД бездумно, возводить много съездов к различным объектам, то огромные средства, вложенные в трассу государством, будут потрачены впустую, так как она превратится в такую же торговую улицу, как МКАД. По первоначальному проекту планируется чуть больше 30 развязок с крупными радиальными трассами, а также с кольцевыми дорогами. По словам Юрия Новосёлова, этого более чем достаточно по всем нормам. Однако девелоперские аппетиты могут привести к появлению новых съездов. «ЦКАД должна оставаться скоростной автодорогой. Нельзя поддаваться соблазну сделать из нее городскую улицу, – считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. – Создавая примыкания, мы снижаем пропускную способность трассы. Вместо 2,5 тыс. машин в час она будет пропускать 500–600».

На московском участке ЦКАД городские власти уже сейчас принимают ряд мер, чтобы не допустить превращения трассы в торговую улицу. «Мы сделали сервитут зоны развития территории, примыкающей к ЦКАД. Никаких разрешений на стройку без единого проекта планировки не выдаем», – сказал Марат Хуснуллин. По его словам, на такую меру власти Москвы вынуждены пойти для того, чтобы застройку вдоль ЦКАД упорядочить по единому градостроительному плану. Глава столичного стройкомплекса отметил, что проезд по московскому участку дороги будет бесплатным, а параллельно ему планируется построить дороги-дублеры, которые возьмут на себя весь межрайонный трафик, тем самым оставив Центральной кольцевой автодороге лишь транзитную функцию.

СПРАВКА

Первый участок ЦКАД пройдет по территории новой Москвы от трассы М4 «Дон» до трассы М1 «Беларусь». В период с 2014 по 2018 год планируется реконструировать участок Московского малого кольца (от 11-го км трассы А107 до М11 «Москва – Санкт-Петербург»), с 2015 по 2018 год предусмотрено строительство третьего (от М11 до М7 «Волга») и четвертого (от М7 «Волга» до М4 «Дон») участков. После 2020 года планируется реконструировать существующий участок трассы А108 (Московское большое кольцо). Общая протяженность дороги составит 525 км.

Контекст

В ближайшее время Федеральное дорожное агентство планирует объявить конкурсы на строительство двух самых дорогих участков Центральной кольцевой автомобильной дороги. Это фактически половина новой магистрали. Стоимость реализации проектов – почти 130 млрд рублей. Около половины средств будут выделены из государственного бюджета, остальные деньги вложат инвесторы. Конкурсы планируется объявить до конца этого месяца. Прием заявок будет осуществляться до конца октября. Подведение итогов намечено на начало следующего года. Стоимость строительства двух участков оценивается соответственно в 64,1 млрд и 63,6 млрд рублей, цена может снизиться по итогам конкурса. К участникам конкурса Росавтодор предъявляет достаточно жесткие требования. Претенденты должны иметь чистые активы на сумму не менее 5 млрд руб., опыт работы с проектами, реализованными по схеме государственно-частного партнертва, также построенные за последние пять лет дороги на сумму не меньше 20 млрд руб. С победителями Автодор заключит контракты жизненного цикла, согласно которым компании не только построят дорогу, но и в течение 30 лет после ввода ее в эксплуатацию также будут ее обслуживать. Строительством этих участков интересуются сразу несколько крупных компаний. Среди них Стройгазконсалтинг, который уже выиграл конкурс на строительство первого участка ЦКАД на территории новой Москвы, Crocus group, АРКС, Трансстрой. Также возможность своего участия в проекте рассматривают несколько крупных инфраструктурных компаний – банк ВТБ, Госбанк и Фонд развития.

Теги: #