«Тульская» будет работать и ночью

«Тульская» будет работать и ночью

«Тульская» будет работать и ночью
«Тульская» будет работать и ночью
Впервые в истории на действующей станции метро поменяют художественное оформление

Подходит к концу второй этап открытого конкурса на разработку концепции монументально-декоративного оформления станции метро «Тульская». В сентябре жюри определило десятку финалистов, а в ближайшее время будет назван проект-победитель. Работы конкурсантов экспонировались на выставке в Центральном доме архитектора. А на минувшей неделе архитекторы и художники, вышедшие в финал, посетили Тулу – город, образы которого вдохновляли их в работе.

Станцию «Тульская» открыли 31 год назад. Кстати, один из авторов ее проекта – Николай Шумаков, нынешний президент Союза московских архитекторов. Первоначальное оформление (тема «Тульские ремесла») включает геометрический орнамент на монолитном своде, оригинальные светильники ромбической формы, декоративные решетки, деревянные скамьи. Для отделки путевых стен использован мрамор «газган» в цветовом диапазоне от черного до бежево-розового. С тех пор станция не меняла свой облик.

И вот недавно правительство Тульской области выступило с инициативой дополнить нынешний декор станции новыми выразительными элементами. Был объявлен конкурс, цель которого – «поиск оптимального художественного или дизайнерского решения, которое сможет наиболее полно и интересно рассказать москвичам о Туле, вызвать яркие ассоциации, желание посетить этот город». Инициативу туляков поддержало правительство Москвы, консультантами выступили ОАО «Метрогипротранс» и ГУП «Московский метрополитен».

«Это первый в истории случай, когда меняется только художественное оформление действующей станции московского метро», – рассказала корреспонденту «МП» координатор конкурса Наталья Шурыгина (кстати, участвовавшая в проектировании «Тульской» в 1980-е годы). По ее словам, прежде облик действующей станции иногда изменялся, это случалось только в связи с ее коренной реконструкцией. Переоформление «Тульской» – задача непростая с творческой и с технической точки зрения. Ведь на все монтажные работы выделено не более трех часов в ночное время. К тому же на станции нельзя расписывать своды, нельзя работать в зоне путей и эскалаторов.

Но участники конкурса не испугались этих ограничений. В оргкомитет поступило 64 заявки, после отборочного цикла в финал прошли 10 проектов. Среди авторов немало известных имен – художник Иван Лубенников, архитекторы Зураб Басария и Полина Явна, но есть и совсем молодые профессионалы, в том числе студенты МАрхИ.

Незадолго до завершения второго тура правительство Тульской области (заказчик конкурса) организовало для финалистов поездку в Тулу. Главная ее цель – изучение производственной базы города для предстоящих работ по реализации проекта-победителя. Финалистов ждала также встреча с памятниками, историческими образами и символами Тулы (среди представителей прессы, сопровождавших конкурсантов в поездке, был и корреспондент «МП»).

Москвичи побывали на двух предприятиях – Тульском машиностроительном заводе им. В.М. Рябикова и Косогорском металлургическом заводе. В элементах нового оформления станции планируется применять исконно тульские технологии (обеспечить полный объем работ на своей производственной базе для туляков – дело чести). На каждом из заводов состоялся предметный разговор. Скульпторов-монументалистов интересовало, возможно ли на этих предприятиях выполнить работы, которых требуют конкурсные проекты, в частности, барельефы и витражи.

С самой знаменитой промышленной специализацией Тулы москвичи ознакомились в городском Музее оружия. Московская делегация осмотрела также недавно отреставрированные стены и башни Тульского кремля, центральные площади и улицы города.

Теги: #