«Любовь к Москве остается нашим главным контролером»

«Любовь к Москве остается нашим главным контролером»

«Любовь к Москве остается нашим главным контролером»
«Любовь к Москве остается нашим главным  контролером»
Олег Антосенко о работе и перспективах развития Мосгосстройнадзора

Москва активно строится. Надзор над качеством и безопасностью в строительстве становится все актуальнее. Более полувека Мосгосстройнадзор выполняет эти функции. Вся история комитета неразрывно связана с реализацией масштабных планов развития столицы. Что представляет собой Комитет государственного строительного надзора Москвы сегодня, какова его роль в системе стройкомплекса столицы, с каким настроением коллектив Мосгосстройнадзора встречает 70-летие? На эти и другие вопросы корреспонденту «Московской перспективы» Виктору Дмитриеву отвечает председатель Мосгосстройнадзора Олег Антосенко.

 В градостроительной политике Москвы за последние годы произошли серьезные изменения. Как это отразилось на вашей работе?

– Наша стратегическая задача не изменилась. Это обеспечение надлежащего качества и безопасности построенных объектов на весь период их эксплуатации. Что касается перемен вообще, то они, конечно, есть, причем весьма важные. Самое главное, что Мосгосстройнадзор в качестве отдельной структуры вошел в состав стройкомплекса Москвы. Нам были переданы функции по надзору за объектами строительства на присоединенных территориях и объектами метрополитена. Одно из значимых событий – создание по инициативе Мосгосстройнадзора Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве. Возможность имеющегося оборудования позволяет проводить практически весь спектр испытаний и измерений при производстве строительных работ. Это достаточно мобильная служба.
Еще одно новшество: с 1 ноября 2014 года предоставление государственных услуг в отношении объектов капитального строительства вне зависимости от источников финансирования будет осуществляться Мосгосстройнадзором только в электронном виде.

 Расскажите подробнее о функциях комитета.

– Территориальные управления осуществляют общестроительный надзор по округам – с учетом Троицкого и Новомосковского административных округов их 12. Плюс 9 специализированных управлений. Специалисты этих управлений ведут надзор за строительством уникальных объектов, осуществляют пожарный, санитарно-эпидемиологический, экологический надзор, занимаются дорожным строительством, инженерными коммуникациями, объектами метрополитена.
Система специализированных управлений дает возможность досконального изучения строящихся объектов.
Помимо надзора за качеством строительства мы также наделены полномочиями по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

 Сколько сотрудников на сегодняшний день работает в Мосгосстройнадзоре?

– В принципе для такого города, как Москва, и при всех задачах, которые возложены на наш комитет, немного. На сегодняшний день – 475 человек.

 Что можете сказать об их квалификации?

– В нашей организации работают универсальные специалисты, знающие не только работу «на линии», но и специфику деятельности заказчика и подрядчика. Поэтому у подавляющего большинства сотрудников высшее строительное образование, у многих за плечами большой строительный опыт. Отмечу, что конкурсный отбор кандидатов мы проводим очень жесткий, ведь наша организация сама по себе неординарная.
К сожалению, вузы не готовят выпускников по нашему профилю. Кроме того, у нас много так называемой камеральной работы: нужно уметь профессионально «читать» и знать проекты, разбираться в строительных нормах, грамотно оформлять документы проверок – акты, предписания, протоколы.

 Значит ли это, что штат комитета составляют в основном специалисты среднего возраста и фактически нет молодежи?

– Молодежь есть, и немало! Средний возраст наших сотрудников – 42 года. Причем 36% наших работников в возрасте до 35 лет.
Молодые кадры привлекаются сначала на ведение надзора на небольших и несложных объектах и при непосредственном участии работников со стажем – наставников, которые передают им свой опыт и знания.

 Какие объекты находятся под вашим надзором?

– Это объекты капитального строительства. В их числе жилые дома, административные, торговые здания, объекты социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры – дороги, эстакады, новые линии метро.
Сегодня специалисты комитета осуществляют надзор за строительством и реконструкцией таких значимых для города объектов, как комплекс зданий ММДЦ «Москва-Сити», Московский театр под руководством Олега Табакова, стадионы «Динамо», «ЦСКА», Большая спортивная арена «Лужники», и многих других. Недавно сданы в эксплуатацию олимпийский Гребной канал в Крылатском, стадион «Спартак», одноименная станция метро и т.д.

 Олег Дмитриевич, не так давно вы стали участниками программы развития метрополитена. Как это произошло?

– Более года назад в соответствии с соглашением между Ростехнадзором и правительством Москвы нашей службе передали часть полномочий по надзору на объектах Московского метрополитена, включающие государственный строительный, государственный горный и энергетический надзор, а также государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности. Первоочередной задачей было формирование нового специализированного подразделения – Управления по контролю и надзору за объектами метрополитена штатной численностью 53 человека, создание нормативно-правовой базы для его работы.

 Как вы подбирали кадры, которые будут вести контроль строящихся объектов столичной подземки?

– Были проведены конкурсы на замещение вакантных должностей, по результатам которых из 800 претендентов удалось отобрать и принять на службу 30 специалистов, имеющих профильное образование и опыт работы. Однако проблема кадрового голода остается. Как я уже сказал, в комитет нельзя брать выпускников сразу после окончания строительных вузов. Прежде чем вести надзор, нужно получить большой производственный опыт. Поэтому найти специалистов-профессионалов в нашей области оказывается не так просто.

 Каковы функции сотрудников нового подразделения?

– В рамках строительного и горного надзора специалисты управления осуществляют надзор за качеством строительства на строящихся линиях и станциях подземки. При осуществлении энергонадзора инспекторы следят за эксплуатацией энергоустановок на действующих объектах метрополитена, выдают акты допусков на вводимые или реконструируемые объекты. В рамках надзора за соблюдением требований промбезопасности проверяют состояние технических устройств: эскалаторов, лифтов, кранов, сетей газопотребления, трубопроводов теплосети, компрессорных и т.д. Отмечу, что в функции управления не входит проверка эксплуатации действующих линий и подвижного состава. Это относится к компетенции Ространснадзора.

 Успехами можете похвастаться?

– За прошедший год специалисты комитета приняли участие в аттестации и выдали допуски с учетом требований промышленной безопасности на более чем 400 различных технических устройств. Это и уникальные тоннелепроходческие комплексы, которые применяются при прокладке тоннелей мелкого заложения, шахтные комплексы с клетьевыми и бадьевыми подъемами, грузоподъемные краны и механизмы, грунтозамораживающие установки. На новых станциях метро приняты в работу 21 эскалаторное устройство и 27 лифтов для маломобильных групп граждан.
В ходе реализации полномочий по энергетическому надзору нами выдано 158 разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок. Это сложнейшие инженерные объекты, питающие тяговые подстанции, которые кроме подпитки электромеханических устройств, освещения и сетей механизации преобразуют переменный ток в постоянный и подают его на контактный рельс для питания электричеством подвижного состава. А также 93 теплоустановки, отвечающие за создание комфортного климата в подземке.
Как результат нашей работы отмечу, что только за последние полтора года введены в эксплуатацию электродепо «Печатники», первые пусковые комплексы депо «Братеево» и «Митино», 15 км новых линий и 8 станций метро.
До конца года запланировано осуществить 159 проверок объектов метрополитена в рамках Госстройнадзора и 14 проверок в рамках Государственного энергетического и иных видов надзора по полномочиям, переданным от Ростехнадзора. Комитет приложит все усилия, чтобы совместно с профильными подразделениями правительства Москвы выполнить масштабную задачу по развитию столичного метрополитена.

 Какова роль вашей службы в надзоре за дорожно-мостовым строительством, которое за последние годы набрало весьма серьезные обороты?

– Здесь объем работ очень большой. По сравнению с 2010 годом темпы дорожно-транспортного строительства увеличились в четыре раза! Если в 2010-м было введено 19,8 км дорог, то в 2013-м – 82,1 км, а в 2014-м планируется построить 84 км.
В настоящее время комитет осуществляет строительный надзор над 189 дорожно-транспортными объектами. Это дороги, путепроводы, тоннели, эстакады, пешеходные переходы, мосты. Чтобы обеспечить эффективный надзор, мы провели реорганизацию нашего дорожного управления, увеличили его штат, причем сделали это за счет внутренних резервов. В коллективе управления в основном трудятся выпускники МАДИ, имеющие опыт работы по строительству дорог и мостов.
К слову сказать, дорожное управление в составе нашей службы появилось 13 лет назад. В тот период, когда дорожное строительство в городе стало интенсивным, строилось Третье транспортное кольцо.

 Что можете сказать о качестве дорожных работ?

– Оценить визуально качество работ на строящихся магистралях невозможно, необходимо все измерять и проверять. Поэтому проверки проводятся совместно со специалистами подведомственной организации – Центра экспертиз в строительстве. Измеряется качество горизонтальных поверхностей и уклонов, отбираются пробы слоев дорожного покрытия, проверяются многие другие показатели. В лабораторных условиях вычисляются физико-механические характеристики асфальтобетона и песка – насколько они отвечают требованиям ГОСТа.
По результатам обследований Центр экспертиз выдает заключение. Если обнаружены отклонения от норм, подрядчик обязан их устранить.

 Ваши специалисты-дорожники утверждают, что большую помощь в работе могла бы оказать передвижная лаборатория. Что это такое?

– Мы пытаемся добиться качества дорожных покрытий на уровне европейских стандартов. С этой целью планируем закупить уникальную передвижную дорожную лабораторию, которая сканирует поверхность и подземную конструкцию дорожного полотна на глубину до 1,5 метра. Это позволит с большей эффективностью осуществлять надзор за качеством выполненных работ, безопасностью и долговечностью возводимых магистралей.

 Олег Дмитриевич, в чем специфика надзора за возведением уникальных объектов? Какие здания и сооружения можно считать уникальными?

– Согласно Градкодексу, к уникальным объектам относятся здания, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик: высота более 100 метров, пролеты более чем 100 метров, наличие консоли свыше 20 метров, заглубление подземной части более чем на 15 метров. В Москве сегодня таких зданий свыше 60, и все они в единственном экземпляре.
Специфика надзора в том, что мы должны полноценно охватить все стадии строительства, проконтролировать соблюдение всех норм и технологических процессов.

 В Мосгосстройнадзоре существует отдельная структура, занимающаяся высотным строительством?

– В комитете этими объектами занимается отдельное подразделение – Управление по надзору за уникальными зданиями и сооружениями. К специалистам, работающим в этом управлении, предъявляются особые требования: обязательно специальное строительное образование и солидный производственный опыт.
Кроме того, если в среднем на инспектора приходятся 10–15 объектов, то при надзоре за уникальными и высотными зданиями –5–6. Это говорит о том, что у инспектора есть время, чтобы самым тщательным образом все перепроверить и не пропустить ошибки ни в проектной документации, ни на стройплощадке.
Также для обеспечения безопасности при возведении технически сложных объектов мы стараемся привлекать научно-исследовательские институты и организации, которые осуществляют мониторинг строительства. Учитывая наши сложные московские грунты, мониторинг на всех объектах обязательно ведется научно-техническими силами города: НИИОСП им. Н.М. Герсеванова, НИИЖБ, ЦНИИСК, МГСУ и другими организациями.

 Как развивается строительство в новой Москве? Насколько хорошо вы подготовлены, чтобы контролировать работы на столь больших территориях?

– Два года назад комитет взял под свой надзор объекты, возводимые на присоединенных территориях. Это произошло после принятия решения о расширении границ Москвы. В настоящее время в новой Москве действующее разрешение на строительство имеют 4343 объекта общей площадью 11,3 млн кв. метров.
Надзор за строящимися объектами обеспечивают управления по Троицкому и Новомосковскому административным округам. Подразделения размещаются в Южном Бутове, в непосредственной близости от новых территорий. Это позволяет инспекторам оперативно осуществлять надзор и быстро принимать меры по устранению нарушений. С 2012 года в новой Москве нами выполнено свыше 3 тыс. проверок. Выявленные нарушения в основном связаны с качеством строительно-монтажных работ и организацией строительной площадки.
В принципе на новых территориях строят неплохо, но есть и своя отличительная специфика. Поэтому нам предстоит много работы, чтобы поднять организацию строительства до уровня, принятого в столице.

 Как часто производители работ нарушают качество строительно-монтажных работ?

– Нарушений подобного рода, к сожалению, много. Главным образом при изготовлении монолитных железобетонных конструкций, при монтаже сборного железобетона, при выполнении кирпичной кладки, сантехнических, фасадных и отделочных работ.
К счастью, нам удалось значительно сократить конструктивный брак, который может привести к снижению прочности, устойчивости, безопасности, эксплуатационной надежности зданий и сооружений.
Мы добились этого благодаря тому, что наладили системный подход к проверкам и видим практически весь технологический процесс. Считаем, что и строительным организациям, и заказчикам необходимо повысить эффективность работы своих служб контроля качества.

 В чем, по-вашему, причина этих нарушений?

– Есть две основные причины. Во-первых, низкая квалификация рабочих и инженерно-технических работников, во-вторых, как я уже говорил, неэффективный строительный контроль, осуществляемый заказчиками и подрядчиками. Это относится к каждому второму объекту, который мы проверяем.
К слову сказать, с целью проверки знаний строителей специалисты Управления по контролю и надзору за объектами метрополитена за прошедший год приняли участие в работе 32 комиссий учебных комбинатов и провели аттестацию более двух тысяч инженерно-технических работников подрядных организаций. Надо отметить, что 457 из них не подтвердили свою квалификацию и были отправлены на переобучение.

 Как часто Мосгосстройнадзор проводит проверки на объектах?

– Проверки проводятся в соответствии с программой, разработанной на срок строительства конкретного объекта. За каждым объектом закреплен инспектор, который может привлекать к работе наши специализированные управления. Только за прошлый год было проведено 9,8 тыс. проверок, в ходе которых выявлено 86,1 тыс. нарушений. С начала 2014 года выполнено более 9 тыс. проверок и выявлено 68,3 тыс. нарушений.

 Каковы методы борьбы с нерадивыми строителями?

– Прежде всего выдаем предписания, в которых указываются виды нарушений и срок их устранения. Выносим постановления о привлечении правонарушителей к административной ответственности. Отмечу, что за девять месяцев 2014 года количество штрафных санкций увеличилось на 45%, а сумма штрафов возросла на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В комитете производство по делам об административных правонарушениях организует и ведет Управление административного производства. Функции специалистов управления – проверка, подготовка и рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбуждение административных дел за нарушения сроков оплаты штрафов, рассмотрение жалоб юридических, должностных и физических лиц. Если говорить об итогах 2013 года, то благодаря выявленным нарушениям в бюджет города взыскано почти в шесть раз больше средств по сравнению с 2010 годом.
Вместе с тем замечу, что собирать штрафы для нас – не самоцель.

 Каким образом совершенствуется методика надзора?

– Еще несколько лет назад руководство комитета пришло к выводу, что действующая система контроля качества строительства, сформированная много лет назад, на современном этапе уже не может обеспечивать выполнение возросших и принципиально новых требований. Сегодня система, базирующаяся в основном на методах контроля, не опирающихся на серьезные лабораторные испытания, не в состоянии гарантировать надлежащее качество строительства. Поэтому в сентябре 2012 года по распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина при Мосгосстройнадзоре было создано Государственное бюджетное учреждение «Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве».
Возглавил центр опытный профессионал, Почетный строитель России Виктор Николаевич Егоров. В его команде трудятся высококвалифицированные специалисты с большим производственным и научным стажем, перед которыми стоит задача дать экспертную оценку результатам исследований с последующей выдачей заключения.

 Какие исследования необходимо произвести, чтобы выдать заключения?

– В распоряжении сотрудников самое современное профессиональное оборудование. В центре сейчас 8 лабораторий, которые проверяют качество строительства на всех его этапах – от его начала, котлована, до завершения – выполнения отделочных работ.
С первых шагов работы центра мы смогли не только повысить качество проверок, но и расширить виды лабораторных испытаний.
В этом году Центр экспертиз по заданию Мосгосстройнадзора запланировал выполнить 12 тыс. исследований, что на 38% больше, чем в прошлом.
С целью расширения спектра исследований мы планируем дооснастить лаборатории такой техникой, как ультразвуковые томографы, программные комплексы, радиационное оборудование, освоить новые виды исследований, таких как замеры вибрации и шума.
Итоги первого года работы Центра экспертиз показали его значимость в ходе осуществления контроля над безопасностью и качеством строительства в городе. Сегодня Центр экспертиз успешно развивается, что позволяет инспекторскому составу оперативно выявлять и предупреждать нарушения на объектах строительства Москвы.

 Что вы пожелаете сотрудникам Мосгосстройнадзора в связи с 70-летием организации?

– Работа строительного инспектора никогда не была легкой. Она зависит от целого комплекса обстоятельств, от работы многочисленных служб и предприятий. Но мы четко осознаем свою ответственность за каждый строящийся объект в нашем городе. И пока такая ответственность и любовь к Москве остается главным «контролером» нашей работы, мы будем полноценно выполнять свои функции и задачи.
Желаю всем сотрудникам Мосгосстройнадзора счастья, благополучия, крепкого здоровья и, конечно, новых достижений и успехов!

Теги: #