Борьба за инвестора
Как отметил руководитель Москомстройинвеста Константин Тимофеев, производственные и промышленные зоны являются одним из основных резервов для градостроительного развития старой Москвы. Однако при реализации этого масштабного проекта город сталкивается с целым рядом трудностей. Прежде всего это наличие на площадке под реорганизацию множества правообладателей земельных участков и зданий. Противодействие одного из собственников или арендаторов может поставить под вопрос весь проект развития. Другая сложность – отсутствие механизма освобождения территории от имущественных прав третьих лиц, использующих объекты и участки не по их функциональному назначению (как склады, офисы, объекты мелкооптовой и розничной торговли, общественного питания). Кроме того, отсутствует соответствующая градостроительная документация, в частности, разработанные проекты планировок.
«Когда у территории один собственник, город за свой счет разрабатывает проект планировки, однако эта работа не такая быстрая и может занять до одного года, – подчеркнул Константин Тимофеев. – Поэтому мы сейчас предлагаем инвесторам за свой счет готовить проекты планировок».
Константин Тимофеев напомнил, что для упрощения оформления градостроительной документации и предоставления производственных зон для комплексного развития в настоящее время ведется подготовка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство.
Он отметил, что правительство Москвы не ставит перед собой задачу по выводу всего производства из города. Всего на сегодняшний день в Градостроительно-земельной комиссии Москвы рассмотрено и утверждено 15 проектов планировок производственных территорий.
«Наша задача – равномерно развивать эти территории, насыщать их всей необходимой инфраструктурой для создания новых городских кварталов, комфортных для проживания», – резюмировал господин Тимофеев.
Также власти Москвы прорабатывают четыре проекта реновации территорий жилой застройки.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы предлагает внести ряд поправок в федеральное законодательство, чтобы институт развития застроенных территорий заработал на полную мощь. Сегодня данный институт не является универсальным механизмом, так как сфера его деятельности достаточно узка и распространяется на группы территорий, где расположены аварийные и подлежащие сносу дома, а также дома, снос и реконструкция которых планируется на основании адресной программы, утвержденной представительным органом местного самоуправления. Кроме того, полномочия института распространяются на объекты, не соответствующие градостроительному регламенту, определенному правилами землепользования и застройки.
На сегодняшний день существует ряд препятствий, которые мешают инвесторам принимать активное участие в проектах по развитию застроенных территорий. К ним относятся высокие риски, плотность застройки, несовершенство нормативно-правовой базы (в том числе и отсутствие Правил землепользования и застройки).
«Чтобы дать развитие этому институту, мы предлагаем до 31 декабря 2014 года в отсутствие Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) предоставить Москве возможность принимать решения о развитии застроенной территории на основе разрабатываемых проектов планировок, которые будут утверждаться вместе с планами по их реализации, – пояснил Константин Тимофеев. – Отсутствие такой возможности приводит к тому, что московские власти вынуждены расторгать договоры с застройщиками, заключенные по итогам аукционов на реконструкцию кварталов без ПЗЗ, которые проводили на территории новой Москвы в 2012 году».
Кроме того, предлагается расширить перечень объектов капитального строительства, которые могут находиться на территории, предполагаемой для развития, для городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, сюда войдут объекты промышленных территорий.
Однако не все застроенные территории привлекательны для частных инвесторов с экономической точки зрения. Чтобы преобразовать «неприбыльные» участки в «прибыльные», город предлагает перераспределить часть расходов по реализации проектов и готов за свой счет профинансировать затраты. Так, власти могут взять на себя расходы по развитию внеплощадочной инженерной и социальной инфраструктуры либо по отселению ветхих и аварийных домов. «При выполнении расчетов важно учитывать, что с момента объявления о предстоящей реконструкции и расселении количество прописанных жильцов в ветхом фонде может увеличиваться, как правило, в два и более раз. Это потребует со стороны частных инвесторов дополнительных затрат, которые должны учитываться в базовых расчетах», – отметил Константин Тимофеев.
В настоящее время стройкомплексом Москвы прорабатываются четыре пилотных проекта реновации территорий существующей жилой застройки, аукционы по которым могут быть проведены в 2014 году.