«Идеальная инклюзивная среда – в аэропорту»
Проблема адаптации городской среды к потребностям людей с ограниченными возможностями обсуждается давно и довольно активно, однако радикальных перемен пока не наблюдается – инвалидам все так же сложно передвигаться по московским улицам. В рамках дискуссии «Доступность, инклюзивная среда. Город для всех» архитекторы и общественные деятели попытались наметить пути преодоления препятствий.
Модератор дискуссии, руководитель Центра проблем аутизма Екатерина Мень напомнила, что инклюзия подразумевает расширение представлений о норме. В городе не может быть лишних людей, комфортно должно быть всем – взрослым и детям, инвалидам и людям, не имеющим проблем со здоровьем. Несмотря на то что Москва входит в европейскую ассоциацию «Город для ВСЕХ» / City for ALL, ситуация здесь пока далека от совершенства. «Если пространство городов создается таким образом, что учитывает только интересы молодых и здоровых, то все мы – в группе риска. Мы рискуем быть изолированными от общества в силу преклонного возраста, болезни нашей или родственника», – напомнила госпожа Мень.
«На сегодняшний день мы значительно продвинулись в понимании того, что качество городской среды, качество улицы напрямую зависит от того, что все группы населения могут на ней присутствовать. Сейчас это всем понятно, никем не оспаривается, вопрос лишь в том, как этого добиваться. Мы понимаем, что Москва пока отличается от продвинутых городов – людям с особенностями тут неудобно», – подчеркнул главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Он уточнил, что формальная сторона вопроса на данный момент проработана достаточно хорошо: есть множество нормативов по созданию безбарьерной среды, практически все городские объекты подлежат оборудованию средствами доступа для маломобильных групп населения, причем касается это не только строительства, но и транспортной инфраструктуры, и благоустройства. «Формально сделано много, денег тратится много, вопрос в качестве исполнения, разумности и достаточности», – подчеркнул Сергей Кузнецов. В пример он привел плохо уложенную тактильную плитку, неправильно установленные пандусы, неработающие лифты в пешеходных переходах.
Учредитель проекта Bezgraniz Couture Янина Урусова напомнила о проведенной в Москве акции, когда проехать по городу в инвалидных креслах попытались звезды и общественные деятели. По ее мнению, эту затею нельзя назвать слишком удачной: «Сажать в инвалидные коляски надо прорабов и строителей, которые не понимают, для чего и для кого они работают».
«Когда принимаются решения по внедрению каких-то стандартов, по смягчению среды и адаптации маломобильных групп, мы должны понимать, для кого вся эта работа делается», – также отметил господин Кузнецов. По его данным, в Москве на сегодняшний день проживают 2 млн 488 тысяч пенсионеров, 343 тысячи человек с временными ограничениями подвижности, 170 тысяч мам с маленькими детьми, которые еще не выросли из коляски, 14,5 тысячи инвалидов по зрению и 12 тысяч инвалидов, передвигающихся на креслах-каталках. Всем им необходимо обеспечить беспрепятственное передвижение по городу и доступ в любые столичные объекты. «При этом важна не только сама возможность передвижения, но и удобство», – подчеркнул главный архитектор.
По его словам, создание безбарьерной среды для маломобильных граждан не должно оборачиваться проблемами для всех остальных. «Сегодня, рассматривая проекты, мы отмечаем, что большую проблематику в дизайне несет в себе обилие требований по пандусам и перилам. Мне кажется, что вопрос разумности и достаточности средств, которые мы применяем, является на сегодня самым актуальным и острым. Помимо зачастую неоправданной траты средств происходит негативное влияние на комфорт для всех остальных», – рассказал Сергей Кузнецов.
Существует и немало объективных сложностей: старые панельные дома практически невозможно приспособить для людей с ограниченными возможностями, обилие требований по пандусам и перилам зачастую заставляет уродовать облик исторических зданий. По мнению главного архитектора, решение этих проблем требует творческого подхода, поиска нестандартных решений – как совместить комфорт и эстетику. «Если говорить о том, в каком направлении есть смысл двигаться, развивая безбарьерную среду, то в архитектуре и благоустройстве мы стараемся идти путем выравнивания поверхности», – заявил Сергей Кузнецов.
Куратор проекта «Город-друг» Дарья Уткина напомнила, что город должен быть дружелюбным и для маленьких жителей. За последние годы было сделано очень много в плане создания инфраструктуры для детей, но вся она представляет собой некие разрозненные «оазисы» – детские площадки, парки, центры. «В Москве есть места для отдыха с детьми, куда надо выбираться целенаправленно, но единая система, своего рода «детский мир» в городе отсутствует», – отметила госпожа Уткина. Эксперт также напомнила, что необходимо разрабатывать систему самостоятельного перемещения детей по городу. Если в Токио дети ходят в школу без сопровождения взрослых с шести лет, то в Москве они начинают передвигаться самостоятельно в лучшем случае с одиннадцати.
Екатерина Мень привела пример идеальной инклюзивной среды. По ее мнению, под это определение подходят аэропорты, которые изначально приспособлены для любого человека. Руководитель Центра проблем аутизма также подвела итог дискуссии: «Настоящие ограничения существуют не в физической ограниченности какого-то человека, а в восприятии этой ограниченности. Чем меньше мы, здоровые люди, принимаем чужую инвалидность как беду, тем проще этим людям».