Инвесторов загоняютв гараж
Городские программы строительства гаражей-стоянок всегда имели статус приоритетных и социально значимых. Для увеличения числа мест организованного хранения автотранспорта мэрией были использованы все имеющиеся ресурсы и резервы, вплоть до бюджетного финансирования «народных гаражей», которые изначально должны были строиться за счет горожан. Однако заметных результатов эти усилия не принесли. В 2011 году на 4 млн зарегистрированных автомобилей приходилось 1,25 млн парковок. Сейчас столичный автопарк дорос до 4,7 млн машин, а дефицит гаражей – до 2 млн мест.
«Любой инвестор, желающий инвестировать в строительство паркингов, может обратиться в рабочую группу стройкомплекса, и вопрос будет решен незамедлительно», – говорит заммэра Марат Хуснуллин. Город разработал несколько вариантов предоставления земельных участков под гаражные объекты. Помимо классических земельных аукционов площадка может быть предоставлена по акту выбора, если инвестор планирует строить паркинг на своем земельном участке. Кроме того, упрощенная схема может быть использована при строительстве механизированных паркингов. «Такие стоянки особенно актуальны для районов с плотной жилой застройкой, в частности, в центральной части города», – отмечает глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. По его словам, уже ведутся переговоры с несколькими компаниями, заинтересованными в создании механизированных парковок с себестоимостью машино-мест 5–13 тыс. евро. Также город готов рассматривать заявления от гаражно-строительных кооперативов (ГСК) и выделять участки ГУП «Дирекция гаражного строительства» с последующим заключением предприятием договоров соинвестирования с ГСК.
Однако пока большинство инвесторов проявляет интерес к созданию плоскостных стоянок на улично-дорожной сети, в наиболее бойких местах. «Все хотят поставить шлагбаум и собирать деньги. Это минимум инвестиций и высокий доход», – говорит Константин Тимофеев. Господин Ликсутов объясняет осторожность инвесторов их недоверием к парковочной политике столичных властей: «Многие боятся, что город откажется от планов сделать парковку на УДС платной. Если водители по-прежнему смогут бросать свои автомобили где попало, строительство гаражей останется нерентабельным. Но этого не будет». К маю департамент транспорта планирует ввести плату за парковку внутри всего Бульварного кольца. При этом за счет ликвидации нелегальных стоянок общее количество парковочных мест в границах этой зоны сократится до 5 тысяч. К 2015 году платной должна стать вся УДС внутри Центрального округа. По мнению чиновников, это окажет дисциплинирующее воздействие на автомобилистов (многие предпочтут воспользоваться общественным транспортом) и стимулирующее на инвесторов (клиенты у паркингов в таком городе, как Москва, найдутся всегда). Константин Тимофеев говорит, что в центре инвесторы смогут встраивать механизированные парковки в существующие здания, в том числе в памятники в режиме приспособления: «Мы не хотим, чтобы недвижимость использовалась под офисы. Есть технологии, позволяющие без ущерба для конструктива и архитектурных особенностей разместить в таких объектах парковки».
Всего через земельные аукционы, акты выбора участков и перепрофилирование к 2025 году планируется создать порядка 1 млн машино-мест. Из них 50% в плоскостном и 50% – в капитальном исполнении. План на 2013 год – 150 тыс. машино-мест обоих типов. «К капитальным относятся подземные гаражи, все виды наземных и механизированные парковки», – уточняет господин Тимофеев. Для дислокации подземных паркингов, по его словам, разработана отдельная схема, но она пока не утверждена.
Тем не менее в ближайшее время город выставит на торги несколько таких объектов – это подземный гараж на проспекте Сахарова, а также стоянки под Лубянской площадью, Гоголевским и Новинским бульварами. Кроме того, инвесторов будут искать на паркинг под площадью Тверская Застава. Город выделяет средства только на строительство дорожно-транспортных объектов, сообщил на международной выставке недвижимости в Канне Марат Хуснуллин. Всего у Белорусского вокзала планируется создать 1800 машино-мест в подземном исполнении. Эксперты отмечают, что подземные паркинги – это дорогое удовольствие. При строительстве двух-трех уровней их себестоимость сопоставима со стоимостью возведения офисов – около 1500 долларов за кв. метр, говорит Юрия Никуличева из Jones Lang La Salle. С каждым подземным уровнем затраты возрастают на 10–15%. Сложные подземные коммуникации и близость линии метро могут поднять себестоимость до 2500–3000 долларов за кв. метр.
Чтобы повысить инвестиционную привлекательность гаражных объектов, власти разрешат застройщикам использовать часть площадей под дополнительные функции. «Это могут быть спецсервисы для автомобилей, торговля, в том числе продуктами, офисы и вообще любые функции», – говорит Константин Тимофеев. По его словам, под цели, не связанные с паркованием, инвесторы смогут задействовать не больше 20–30% общей площади гаража. Впрочем, даже «чистые» паркинги сегодня интересны для инвестирования, уверен господин Тимофеев. Цена продаж стартует от 350 тыс. рублей за машино-место и достигает 5–7 млн рублей. Он подчеркивает, что утвержденная властями генеральная схема размещения парковочных мест не является окончательной. До конца года она будет актуализирована за счет 2795 дополнительных участков, рассчитанных еще на 1 млн машино-мест.