Экскурсия в цилиндре

Экскурсия в цилиндре

Экскурсия в цилиндре
Экскурсия в цилиндре
Музей в Доме Мельникова открылся для посетителей

На прошлой неделе Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева начал проводить официальные экскурсии в своем новом филиале – Музее Константина и Виктора Мельниковых. Памятник архитектуры, находящийся в неудовлетворительном техническом состоянии, принимает по одной группе из пяти посетителей в день пять раз в неделю. Экскурсии пока проводятся в тестовом режиме, параллельно будут проходить реставрация здания, изучение архива Мельниковых и разработка концепции музея.

В музее сообщают, что все места на экскурсии забронированы до конца января. И не мудрено: это сооружение близ старого Арбата – одна из легенд мировой архитектуры. Попасть внутрь мечтают многие: именитые зодчие из разных стран, студенты архитектурных и строительных вузов, москвоведы, историки, искусствоведы и просто любопытствующие. Еще недавно они могли только из-за забора взглянуть на удивительный дом, спроектированный Мельниковым для себя и своей семьи. Продолжительная судебная тяжба между наследниками зодчего создала новую интригу в судьбе дома. Теперь здание окончательно перешло под юрисдикцию Музея архитектуры.

Дом строился как экспериментальное жилье для одной семьи в ту пору, когда революция ломала и архитектурные каноны, и устоявшийся быт. Для городских властей стройплощадка в Кривоарбатском переулке служила чем-то вроде опытного полигона, на котором можно было испытать жизнеспособность новых архитектурных концепций. Благодаря заслугам в проектировании рабочих клубов, выставочных павильонов и Мавзолея В.И. Ленина Константин Мельников получил разрешение от Моссовета на строительство частного дома в центре города. Архитектор в тот период хорошо зарабатывал и мог себе позволить построить дом в соответствии с собственными представлениями о рациональном жилище. Идея широкого строительства авторских жилых зданий в СССР развития не получила (да и сам мельниковский шедевр не раз подвергался критике), и это придало дому в Кривоарбатском статус уникума.

Здесь есть все необходимое для проживания творческого человека и его семьи: гостиная, кухня, погреб для хранения продуктов, спальня, детские комнаты, мастерская, открытая терраса на крыше… Мельников распланировал пространство с невероятной тщательностью, не просто как архитектор, но и как рачительный хозяин-семьянин. На взгляд со стороны, дом компактен, но внутри него нет ощущения тесноты. Многие планировочные решения и сегодня впечатляют: например, одна из дверей открывает и закрывает сразу три пространства. Как и знаменитые клубы Мельникова, дом содержит элементы-трансформеры: обитатели могли менять конфигурацию помещений и даже расположение окон. Оригинальный каркас стен позволял это делать, не ослабляя несущих конструкций.

Вообще, строительный аспект этого здания не менее любопытен, чем архитектурный. Стены дома сложены из красного кирпича особой узорчатой кладкой, создающей ажурный каркас. Кладку выполняли со сдвигом вдоль стены через ряд и поперек стены через два ряда. В результате в наружных стенах дома образовались шестиугольные оконные проемы. Такая система кладки позволила обеспечить распределение напряжений равномерно по всей стене и исключить потребность в несущих столбах и перемычках.

Не менее оригинальной была конструкция межэтажных перекрытий, выполненная из деревянного теса, поставленного на ребро. Перекрытия дома напоминают сетчатые перекрытия-оболочки Владимира Шухова (два великих мастера неоднократно работали вместе в 1920-е годы). Конструкции стен и перекрытий были впоследствии запатентованы автором как технические изобретения. В глубине под домом сохранились старинные фундаменты давно не существующего сооружения: по воспоминаниям Мельникова, элементы этой кладки он сохранил в составе погреба.

За 85 лет архитектурный облик дома не претерпел изменений. Однако стройки по соседству, прокладка подземных коммуникаций усложняют жизнь памятника. Реставрации требуют многие элементы здания. Несмотря на частичное обветшание, просчитанная Мельниковым конструкция дома очень жесткая и не грозит обрушением. Архитектор взял для строительства самые простые и самые надежные материалы – тес и кирпич. Ведь глава семейства строил образцовое здание, дом на века. «Его можно назвать единственным в Москве памятником архитектуры 1920-х годов. Ведь памятник – это подлинник. Остальные памятники изуродованы, искажены, перестроены и зачастую имеют с творчеством Мельникова только внешнее сходство», – рассказывал архитектор и историк Андрей Гозак, автор книги о доме в Кривоарбатском. А вот какую запись оставил в книге посетителей дома в 1931 году теоретик градостроительства Николай Милютин: «Конструкцию считаю исключительно интересной и смелой. Планировка не только оригинальна, но и экономична, красива и функционально разумна. Эту систему надо бы попробовать для ряда общественных зданий (ясли, детский сад, столовая и т.д.)».

Удивительный дом, состоящий из двух врезанных друг в друга цилиндров разной этажности, всегда привлекал внимание знатоков и рядовых любителей архитектуры. Теперь многие получили возможность поближе познакомиться с шедевром российского зодчества 1920-х годов. Впрочем, излишний туристический ажиотаж этому камерному дому противопоказан. Сотрудники МУАРа надеются на понимание и терпение поклонников творчества Мельниковых – отца-архитектора и сына-художника.

Теги: #