Меню раздора - Московская перспектива
Меню раздора

Меню раздора

Меню раздора

Билету все едино

Многие пассажиры опасались, что новинка работать не будет, потому что прежние электронные продукты департамента транспорта, например сервисы по оплате парковок, и по сей день дают сбои. Однако утром 1 февраля проблем с единым билетом не было. Чтобы это проверить, корреспондент «Московской перспективы» специально воспользовался всеми видами городского транспорта и убедился – работает. Новые единые билеты внешне не похожи на своих предшественников, хоть и выполнены в той же цветовой гамме. Голубая картонная карточка, на которой нарисован значок метро плюс троллейбус, автобус и трамвай.

Следующий срок внедрения нового тарифного меню назначен на 2 апреля, когда появится билет «90 минут». Он рассчитан на одну поездку в метро и неограниченное количество поездок в ТАТ. Тогда же будет введен и «электронный кошелек» – специальная карта для оплаты проезда во всех видах городского транспорта. Главное ее достоинство – не нужно стоять в очереди в метро, а счет карты можно будет пополнить в терминалах, которых к концу года, как пообещал глава департамента транспорта Максим Ликсутов, будет 25 тысяч. Кроме того, с апреля начнет действовать туристический билет за 200 рублей, который позволит без ограничений пользоваться общественным транспортом в течение суток.

Также со 2 апреля бумажные билеты на 1–2 поездки станут продаваться только в автоматах, а с 1 июля билеты на 1–2 поездки можно будет купить лишь через «электронный кошелек», оформление которого обойдется в 100 рублей: 50 рублей – залог, который может быть возвращен пассажиру, если тот захочет отказаться от кошелька, и 50 рублей – стоимость двух поездок.

Для сокращения времени обслуживания в кассах стоимость проезда будет округлена. На малое количество поездок – в сторону увеличения, на большое количество – в сторону уменьшения.

Обсчет окончен

Однако с апрельскими новинками могут возникнуть проблемы. Новое тарифное меню пришлось не по вкусу Обществу защиты прав потребителей «Общественный контроль», которое намерено оспорить в Мосгорсуде правомерность тарифов. По мнению председателя общества Михаила Аншакова, разработчики навязывают пассажирам покупку поездок на наземном общественном транспорте.

– В стоимость единого и 90-минутного билета на одну или две поездки автоматически включается проезд на наземном общественном транспорте вне зависимости от того, планировал им воспользоваться пассажир или нет, – отмечает правозащитник.

По мнению его коллеги, юриста общества Андрея Семёнова, прекращение продажи билетов на 1–2 поездки на метро прямо противоречит статье 16 закона о защите прав потребителей, в которой говорится о недопустимости навязывания платных услуг. «Если человеку необходима одна поездка, нельзя заставлять его приобретать пять», – говорит юрист.

Пассажира, который хочет совершить одну поездку на метро, по сути, вынуждают приобретать «электронный кошелек», за который надо отдать 50 рублей залога и еще столько же в виде предоплаты вне зависимости от того, сколько поездок и на каком виде транспорта будет совершено. Допустим, приезжему, которому нужно попасть с одного вокзала на другой, придется в два раза переплатить за билет и два раза отстоять в очереди в кассу: чтобы оформить карту, а потом сдать ее обратно.

Кроме того, общественники предполагают оспорить введение новых безлимитных проездных, поскольку такой билет фактически отменяет проездные на метрополитен. Многие москвичи регулярно пользуются только подземкой, а автобусами и трамваями – от случая к случаю. Но их, как считают правозащитники, вынуждают оплачивать невостребованные поездки на наземном транспорте. Разница получается существенной. Если месячный проездной на метро стоил 1700 рублей, то новый билет обойдется уже в 2200 рублей, а в год – 6 тысяч рублей.

Претензии не принимаются

Несколько дней назад заместитель мэра столицы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов встретился с журналистами, чтобы донести позицию властей в отношении нового тарифного меню и претензий к нему.

– Билет на одну или две поездки никуда не исчезнет, – заявил Максим Ликсутов. – Он просто меняет свою форму и с одного носителя переходит на другой. То есть окажется «зашит» в «электронный кошелек». Этот кошелек будет интегрирован во все транспортные средства на территории Москвы: наземный транспорт, метро, аэроэкспресс, электрички. Давно уже ведутся переговоры с руководством Московской области, чтобы «электронный кошелек» действовал и там.

Если пассажир будет оформлять кошелек сразу на 20, 30 или 40 поездок, то оформление может быть бесплатным – такой вариант сейчас рассматривается. Максим Ликсутов добавил, что название «электронного кошелька» определят на специальном конкурсе. К тому же цены на поездки будут заморожены до 2015 года.

Мнения разделились

Между тем сами пассажиры разделились на два лагеря. «Я живу и работаю в Долгопрудном. На метро езжу редко. Зачем покупать билет за 150 рублей на 5 поездок, если мне раз в месяц нужен билет на 1–2 поездки?» – пишет в своем блоге Сергей Николаев. «Езжу в метро каждый день по несколько раз. Покупал безлимитный проездной на месяц или на три. На автобусах не езжу вообще. Теперь, выходит, должен переплачивать примерно 6 тысяч», – говорит интернет-пользователь Maximus.

Мнение в пользу новых билетов высказал в своем комментарии Василий: «Всегда покупаю билет на 60 поездок, он подешевел, к тому же я теперь могу с ним проехать на трамвае – это удобно, так как меньше обращений в кассы и дешевле… Когда вместо жетонов ввели карточки, тоже народ возмущался, но ничего – привыкли».

Кто прав – определит Мосгорсуд. Как сказала «МП» юрист агентства «Черышева и партнеры» Ирина Черышева, скорее всего, новое тарифное меню останется в неизменном виде или будет дополнено.

КОШЕЛЬКУ ПРИДУМАЮТ ИМЯ

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы проводит конкурс на название единой транспортной карты, которая пока в СМИ именуется «электронным кошельком». Напомним, специальная транспортная карта вступит в действие 2 апреля 2013 года. Она будет действовать на всех видах городского транспорта, пополнять счет можно в 25 тысячах терминалов по всей Москве. Тарифы при использовании такой карты будут заморожены до 2015 года и составят 28 рублей для проезда в метрополитене и 26 – на наземном транспорте. По информации департамента, название «электронного кошелька» должно отражать новые функции билета: «удобство» (все расчеты производятся одной картой), «скорость» (позволяет быстро передвигаться по городу), «мой выбор» (отвечает индивидуальным потребностям москвичей).

Принять участие в конкурсе могут все желающие, более подробная информация о конкурсе доступна на сайте ведомства: www.dt.mos.ru.

Теги: #