Метро с западным акцентом
В конце прошлого года Мосинжпроект объявил тендер на выбор поставщиков 27 эскалаторов для Московского метрополитена. Речь о станциях «Парк Победы» и «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии, «Жулебино» и «Спартак» Таганско-Краснопресненской. Недавний монополист – петербургский завод «ЭЛЭС» – впервые не принимал участие в конкурсе. Зато поступили заявки от немецкого концерна ThyssenKrupp, украинских предприятий – Крюковский вагоностроительный завод и ООО «Инструментальный завод». Заявки подали питерская компания «Эскомстроймонтаж-сервис», московские ОАО «ТрансМашГрупп» и ООО «Подъемно-транспортные комплексы и системы». Однако решением Федеральной антимонопольной службы тендер был отменен.
Власти задумались о применении импортных эскалаторов по нескольким причинам. Одна из них – громоздкость питерских конструкций. Из-за плотной городской застройки на поверхности недостаточно места для строительства выходов и вестибюлей станции, поэтому проектировщики были вынуждены искать компактные планировочные решения. По информации пресс-службы департамента строительства, обсуждается возможность располагать эскалаторы не по классическому варианту – в торцах платформы, а выдвигать на платформу. Это позволит уменьшить объем котлована под строительство и всего станционного комплекса. Кассы и другие вспомогательные объекты при этом могут располагаться вторым этажом над платформенной частью. В результате при размещении эскалаторов на платформе минимальная ее ширина должна быть около 12 метров. Размеры импортных эскалаторов позволяют обеспечить такие габариты, при этом расстояние от края платформы значительно больше, чем при применении отечественных эскалаторов.
Еще одна проблема – это то, что подрядчики из Санкт-Петербурга постоянно срывают сроки поставки и монтажа своего оборудования, а в последнее время участились случаи, когда новые подъемные механизмы дают сбои. Так, на несколько месяцев отложили открытие после реконструкции станции метро «Парк Культуры»-кольцевая. Такая же проблема возникла при запуске второго выхода станции «Марьина Роща». В конце прошлого года подрядчики не успели вовремя завершить работы по пусконаладке эскалаторов на станции «Пятницкое шоссе», ее пришлось запустить только с одним выходом.
Как ранее комментировал срыв сроков представитель петербургского завода «ЭЛЭС», с приходом в мэрию Москвы Сергея Собянина объемы строительства метрополитена значительно увеличились, поэтому завод просто не справляется с количеством заказов. В этой связи власти Москвы ведут переговоры с различными компаниями, которые имеют успешный опыт поставки эскалаторов в метрополитены других городов мира. Как рассказал «Московской перспективе» Константин Давыденко, директор московского филиала Schindler, «эскалаторы в метрополитене серьезно отличаются от тех, которые устанавливают, например в торговых центрах. Метрополитен – это общественный транспорт, где поток пассажиров в разы превышает нагрузку на эскалаторы в торговых центрах. Метрополитен открывается, как правило, в пять утра и закрывается в час ночи, то есть продолжительность его ежедневной работы длиннее, чем торгового центра. Для внешней облицовки эскалаторов в метро главными характеристиками являются повышенная износоустойчивость и антивандальные механизмы, тогда как для эскалаторов в торговых центрах приоритет за дизайном».
Сегодня почти все станции столичной подземки работают с большой перегрузкой. На выход и вход собираются огромные очереди, особенно в часы пик. Основная причина в том, что в вестибюлях установлено всего три подъемных механизма. Когда станции проектировались, пассажиропоток был значительно меньше. Поэтому перед руководством метрополитена стоит непростая задача – при реконструкции вестибюлей уместить в уже построенные тоннели больше эскалаторов. В отличие от отечественных производителей, иностранцы имеют опыт решения такой проблемы. Константин Давыденко рассказал, что самая востребованная у зарубежных заказчиков разработка – это возможность установки четырех эскалаторов в шахты, где ранее были установлены три подъемника.
КСТАТИ
Стадион «Спартак» и одноименную станцию метро на территории Тушинского аэродрома введут в эксплуатацию в мае 2014 года. Об этом глава стройкомплекса Марат Хуснуллин доложил мэру Сергею Собянину, посетившему в понедельник стройплощадку стадиона. У стадиона планируется построить базу команды «Спартак», которой смогут пользоваться команды в ходе чемпионата мира по футболу в 2018 году. Мэр поручил разработать транспортную схему территории. Проект планировки может быть утвержден в первом квартале этого года. По словам Марата Хуснуллина, помимо станции метро, ТПУ, запроектировано сооружение транспортной развязки на пересечении Волоколамского шоссе и подъезда к метро «Тушинская». Возможно сооружение моста через Москву-реку с выходом на Строгинское шоссе. «Всю улично-дорожную сеть, включая мост, будет делать инвестор», – сказал заммэра.