«В работе появился драйв, мы видели результаты своего труда»
«Мы были молоды, хотели многого добиться»
Вы работали в строительном комплексе города в то время, когда проходила его реорганизация. Понимали ее необходимость?
– Конечно, мы же были молоды, хотели многого добиться, а рутинная организация дела становилась тормозом. Раньше строительные главки, Комитет по архитектуре, промышленные предприятия, объединения работали по одной схеме: план – бюджет – ввод. Когда система планирования и финансирования стала меняться, то создание Комплекса перспективного развития позволило объединить всю промышленно-строительную и архитектурную индустрию в мобильную систему управления. Руководителем комплекса был первый заместитель мэра Владимир Ресин. На его аппарат – Управление по координации деятельности комплекса – возлагались многочисленные задачи: координация деятельности строительных и проектных подразделений, подготовка распорядительных документов, оперативных совещаний, проектов законов города и многое другое.
Особенно активными были первые 15 лет. Нам удалось перестроить идеологию и экономику строительного процесса, создать рынок жилья, возвести объекты социального назначения новых серий, сформировать нормативно-правовую базу. Что-то, конечно, не удалось сделать по разным причинам. Но мы искали пути решения проблем и шли дальше. А главное – в работе появился драйв, мы видели результаты своего труда.
Кто помогал вам на первых порах?
– Когда я пришла работать инженером в строительный отдел зампреда Моссовета (я была там самым молодым специалистом), мой руководитель завсектором Виталий Пронченко в конце рабочей недели выходил из своего кабинета и говорил: «Большое спасибо. Вы хорошо поработали». Это очень помогало.
Начальником отдела был Владимир Вороненко – уникальный человек, высочайший профессионал. Однажды он уехал на строительный объект, заместитель заболел, а руководитель сектора был в отпуске. Поступила команда срочно подготовить главе города справку о строительной промышленности. Я решила до приезда начальства написать то, что знаю. Но тут потребовали справку срочно отдать. Когда утром следующего дня на оперативном совещании начальник отдела спросил, кто подготовил справку, я подумала: «Песня моя спета…» Вороненко внимательно на меня посмотрел и сказал: «Спасибо за хорошую работу!» – и перевел на должность старшего инженера. А ведь я тогда проработала всего несколько месяцев. И потом, когда ушла из отдела, всегда старалась с Владимиром Никитовичем советоваться. Хочется еще раз поблагодарить этих людей за все, что они для меня сделали и чему научили.
Какие события тех лет отложились в памяти?
– Помню, приближалось 850-летие Москвы. Мэр Юрий Лужков поручил руководителю строительного комплекса Владимиру Ресину подготовить распорядительный документ к празднованию юбилея. А «поезд уже уходил», поэтому нам с моим первым замом Светланой Бачуриной досталось «по первое число». Осознав, что времени в обрез, мы сели разрабатывать концепцию празднования. Трое суток писали, что бы москвичи хотели видеть в своем городе. Предусмотрели не только изучение школьниками истории города, приведение арендаторами в порядок фасадов зданий и улиц, не только организацию спортивных соревнований и зрелищ, но даже то, чтобы каждый москвич в дни юбилея поставил на своем балконе или подоконнике живые цветы.
Праздник был великолепный. Все москвичи и гости получили возможность в нем поучаствовать. Заключительное мероприятие прошло в Париже в здании ЮНЕСКО с красивой выставкой, прекрасным выступлением хора Патриархии, с фильмом об истории Москвы. Это воспоминание останется на всю жизнь.
«Страшно вспомнить, как мы первый раз готовились к выставке во Франции»
Недавно московская делегация во главе с Сергеем Собяниным ездила в Канн на выставку недвижимости. Говорят, 10 лет назад именно вы предложили представлять нашу столицу во Франции?
– Первым, кто заговорил о выставке MIPIM, был Владимир Евтушенков, возглавлявший АФК «Система». Он поинтересовался: «Почему мы в этой выставке не участвуем?» А я эту выставку видела, побывав весной в Канне. Туда съехались девелоперы, известные архитекторы, атмосфера меня очень впечатлила. Доложила Владимиру Ресину – он одобрил.
Страшно вспомнить, как мы готовились к выставке в первый раз! Денег нет, а надо площади под стенд выкупить, каталог объектов напечатать, макеты собрать… Новые объекты были еще только в мечтах, лишь очень немногие – в проектах. Каталог напечатали в Серпухове, чтобы дешевле было. В папку вкладывались листы, каждый лист – объект с его описанием. Формировали стенд всю ночь, но к приходу мэра Канна все было готово.
Первое время к москвичам проявляли не столько интерес, сколько любопытство. Позднее мы научились подавать добротный материал, рассказывать о своих планах, проектах, стали участвовать в конкурсе на лучший проект и даже занимали ведущие места.
А многие ведь говорили: что «Зачем все это? Дорого и нет результатов».
– Во-первых, не будешь видеть мир – мир не увидит тебя. Это место, где можно собрать всех участников инвестиционно-строительного процесса, обменяться мнениями, познакомиться с новыми проектами, архитекторами, найти специалистов по интересам. Даже посетители выставки за эти годы изменились. Пришла молодежь, говорящая на разных языках. У них нет барьеров в общении.
Помню, как на одной конференции, где присутствовали руководители города, из зала пришла записка: «Как у вас можно строить в условиях разгула криминала, убийств?» А в это время у нас произошло ЧП – угнали машину, которая привозила материалы на выставку. Мы были в шоке. Что делать? Помогла русская смекалка. Водитель этой машины, оставляя ее даже на короткое время, что-то там перекрывал. В результате через определенное количество километров, чуть не доехав до Италии, машина с угонщиками заглохла. Отвечая на записку, Владимир Ресин сказал: «А у вас нет криминала? Вот мне помощник только что сообщил, что у нас украли машину». Реакция зала была бурной.
«На корабельных семинарах приняли много важных решений»
Доверие застройщиков нелегко было завоевать?
– Однажды мы с Александром Музыкантским (он тогда был префектом Центрального округа) – человеком креативным, из науки – придумали создать ассоциацию инвесторов, в которую первоначально объединились застройщики, работавшие в центре Москвы, а затем и во всем городе. Ассоциацию возглавил бывший военный строитель Борис Фролов. Появилась традиция арендовать на выходные дни корабль до Ярославля и обратно, где проводились встречи руководителей города с инвесторами. На «корабельных семинарах» было принято много совместных решений, вырабатывались подходы к экономическим вопросам. Там впервые придумли схему процентного распределения построенных квартир между застройщиком и городом – тогда это дало мощный толчок строительству в Москве.
Инвестиционный климат в городе потеплел?
– Мы видели динамику улучшения строительно-инвестиционного климата. Появлялись более качественные проекты, новые серии домов, школ, детских садов, уникальные объекты. Когда придумывали выставку «Отечественные строительные материалы», задачей было повернуть взоры потребителей на отечественную продукцию. Предполагалось провести 2–3 выставки, но экспозиция становилась все обширнее, появились хорошие современные материалы, перестраивалась промышленность. И главное – здоровая конкуренция.
На выставке по недвижимости «Реалтэкс» были представлены проекты, которые строились в городе. Москвичам было удобно приезжать в Манеж, рассматривать проекты, разговаривать со специалистами. На одной выставке, например, был объявлен конкурс на лучшее название улицы в Куркине, застройку которой осуществлял ДИПС. Победила «улица Ландышевая», и приз – ключи от однокомнатной квартиры – был вручен Владимиром Ресиным и Леонидом Краснянским ученику 10-го класса. Вы бы видели лицо этого парня!
Владимир Ресин поддержал также создание Совета ветеранов строителей и Общества инженеров-строителей, которое было образовано нашим комплексом, строительными организациями Москвы совместно с Госстроем РФ. Там всегда собирались интересные люди, говорили о новинках, инженерных решениях в проектировании и строительстве. Была очень дружественная обстановка, которая помогала в не очень простой ежедневной работе.