Спасенный Рафаэль

Спасенный Рафаэль

Спасенный Рафаэль
Спасенный Рафаэль
В ГМИИ им. А.С. Пушкина вспоминают выставку картин Дрезденской галереи 1955 года

В столице в эти дни многие вспоминают о событиях Великой Отечественной войны. С юбилеем Победы связана еще одна памятная дата – 60-летие открытия выставки картин Дрезденской галереи. Москвичи старшего поколения помнят, какой огромный интерес она вызвала у любителей искусства. По завершении выставки все картины, спасенные советскими солдатами в 1945-м и отреставрированные специалистами Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, возвратились в Германию. На днях в Пушкинском музее стартовал мемориально-художественный проект, рассказывающий о работе ГМИИ в военное и послевоенное время. Корреспондент «Московской перспективы» побывал на пресс-конференции, посвященной его открытию.

11 августа 1945 года к зданию Пушкинского музея подъехала колонна военных грузовиков. Солдаты выгрузили и бережно перенесли в здание несколько десятков больших деревянных ящиков. Этот груз под охраной сотрудников НКВД прибыл из Германии. В Итальянском дворике в присутствии ведущих сотрудников музея ящики вскрыли. Завернутые в шерстяные красноармейские одеяла, в них находились шедевры мировой живописи – «Сцены из жизни святого Зиновия» Сандро Боттичелли, «Динарий кесаря» Вечеллио Тициана, «Спящая Венера» Джорджоне и жемчужина коллекции Дрезденской галереи старых мастеров – «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти. Всего в музей привезли 763 работы мастеров эпохи Возрождения и классицизма. Еще в начале 1945-го об их судьбе ничего не было известно. После капитуляции нацистской Германии упаковки с картинами были найдены советскими солдатами в шахтах близ Дрездена. Туда их в начале войны доставили сотрудники галереи, чтобы уберечь от бомбардировок. Позже тайники заминировали по приказу нацистского руководства, но благодаря работе советских саперов взрыв удалось предотвратить. За несколько лет пребывания под землей картины и рисунки серьезно пострадали, многие нуждались в срочной реставрации. Выполнить эту работу в Дрездене, лежавшем в руинах после англо-американских налетов, не представлялось возможным. После консультаций с искусствоведами командование Красной Армии распорядилось отправить шедевры для временного хранения и восстановления в Москву. В те же месяцы в другие музеи СССР прибыли пострадавшие от войны и брошенные владельцами памятники мировой культуры. Например, собрание древнегреческих скульптур из берлинского музея доставили для реставрации в ленинградский Эрмитаж.

В течение 10 лет лучшие специалисты Пушкинского музея работали с коллекцией, привезенной из Дрездена. Почти треть картин нуждалась в серьезной реставрации. Некоторые работы приходилось заново идентифицировать, ведь не всю немецкую документацию удалось разыскать. Московские реставраторы в короткие «аварийные» сроки выполнили огромную и очень сложную работу. Выдающийся художник Павел Корин, восстанавливая холсты великих итальянцев, сутками напролет не выходил из мастерской. «Для молодых сотрудников музея это был огромный опыт общения с подлинниками великого искусства. Когда мы учились, коллекции ГМИИ находились в эвакуации, а качественных репродукций тогда было крайне мало. Для нас это был фактически «второй университет», целое поколение крупных советских ученых выросло на картинах из Дрездена. Там были очень сильно пострадавшие работы – например, «Динарий кесаря» просушивали после реставрации два года», – вспоминала президент (в 1940–1950-е годы молодой научный сотрудник) ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.

Восстановительные работы завершились в канун 10-летия Победы. К тому моменту будущая судьба коллекции представлялась не совсем ясной. Многие в музейных кругах и в руководстве страны склонялись к тому, что дрезденские шедевры следует оставить в СССР в качестве компенсации за ущерб, нанесенный отечественной культуре немецкими оккупантами. Но весной 1955 года, после встречи с руководителями недавно созданной Германской демократической республики, Н.С. Хрущев принял решение вернуть шедевры искусства в Дрезден. Перед «отъездом на родину» картины экспонировались в Музее им. А.С. Пушкина на Волхонке.

Открытие состоялось в канун Дня Победы, 2 мая. Под экспозицию отвели 14 залов, посетители увидели 515 картин. Популярность выставки была необычайной, ежедневно ее посещали не менее 10 тысяч человек. «В Пушкинский музей шли как на праздник. Мы были открыты без выходных с 7.30 до 11 вечера. В общей сложности здесь побывали 1 200 000 человек, не считая прессы и специалистов. Ни на один час, и днем и ночью перед музеем не иссякала огромная очередь, в которой царил подлинный энтузиазм, ожидание встречи с великим искусством. Все были добры друг к другу, знакомились, делились принесенной едой и напитками. Каменная стена за музеем была исписана автографами: мы из Ленинграда, из Минска, из Свердловска, из Новосибирска, из Сталинграда», – рассказала журналистам Ирина Антонова.

Спустя 60 лет после открытия той выставки в Москву из Дрездена прибыла картина великого французского живописца XVII века Никола Пуссена «Царство Флоры». Она была в числе шедевров, которые увидели посетители ГМИИ в 1955 году. Как и «Сикстинская Мадонна», эта работа имеет для послевоенной истории Европы большое символическое значение. Если на полотне Рафаэля Мадонна приносит в жертву сына ради спасения человечества, то герои картины Пуссена (ее сюжет позаимствован из поэмы Овидия «Метаморфозы») после смерти превращаются в прекрасные цветы, продолжая в этом облике свое земное существование.

Теги: #