Ипотечная ставка снова в игре
Рост курса валют пока не отразился на состоянии строительного рынка Московского региона. Однако чиновники, обеспокоенные нарастанием кризисных явлений, уже ищут дополнительные источники поддержки отрасли, служащей локомотивом как столичной, так и областной экономики. Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв планируют обратиться к правительству РФ с просьбой дополнительно просубсидировать ставку по ипотечным кредитам для поддержания спроса на строящееся жилье.
На прошлой неделе курс рубля на бирже приближался к историческому минимуму 71 руб. за доллар и 83 руб. за евро. Потом он отыграл назад, но прогнозы экспертов неутешительные. Глава Минфина Антон Силуанов на совещании в Кремле доложил Владимиру Путину, что снижение цен на нефть будет иметь долгосрочный характер, а значит, волатильность на валютно-финансовом рынке сохранится как минимум до конца года. Банковские аналитики уже пересчитали прогнозы: по новым оценкам доллар в декабре будет стоить 75 руб., цена на нефть колебаться – в районе 40 долларов за баррель.
Столичные власти в связи с колебаниями курса рубля мониторят ситуацию в городской экономике, но вносить изменения в свои инвестпрограммы пока не собираются. Вложения в стройки остаются в приоритете, планов по замораживанию каких-то проектов нет, отмечают в горадминистрацими. «Все наши планы известны, никаких изменений в них не будет. Мы полностью выполним заданные объемы, поскольку подавляющее большинство работ оплачиваем за рубли. От 95 до 100% покупаемой нами техники также приобретается за рубли, поэтому масштабного обвала строительства из-за роста курсовой разницы мы не ожидаем», – говорит глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв.
По его словам, вопросы возникают лишь с поставщиками оборудования, которое не производится в России. Но его планируется закупать только для таких знаковых объектов, как «Лужники» и парк «Зарядье». «Но даже в этом случае мы стараемся быстрее выполнить работы, чтобы сократить потери от курсовой разницы. Так, например, работы в «Лужниках» будут завершены к концу 2016 года, а не в 2017-м, в том числе и потому, чтобы избежать потерь из-за возможного роста курса доллара», – поясняет господин Бочкарёв.
До конца года столичные власти планируют провести торги и приступить к строительству еще нескольких крупных дорожных объектов. На очереди второй этап реконструкции автодороги А101 Москва – Малоярославец – Рославль до границы с Белоруссией (от 20-го до 49-го км). Стоимость работ, по предварительным данным, оценивается в 20 млрд руб. Кроме того, на аукцион планируется выставить несколько дорог, которые свяжут разные районы Москвы.
В частности, соединение Липецкой улицы с улицей Красного Маяка, а также дорожный участок между районами Бутово и Видное (от Киевского до Калужского шоссе), являющийся частью магистрали Солнцево – Бутово – Видное. По словам Андрея Бочкарёва, уже объявлены торги на строительство связки Балаклавского проспекта с Пролетарским проспектом с начальной стоимостью 5,1 млрд руб.
Департамент строительства готовится также выставить на конкурс около 20 более мелких лотов, предусматривающих развитие улично-дорожной сети на территории ЗИЛа, создание поперечных связок между вылетными магистралями, строительство продолжения платной трассы Москва – Санкт-Петербург и железнодорожных переездов. Общий объем инвестиций в новые стройки оценивается в 80 млрд руб. Однако, по словам господина Бочкарёва, это не окончательная сумма, так как еще не все проекты прошли экспертизу. В отличие от государства, вынужденного приостановить конкурсы на федеральные дорожные проекты из-за проблем с бюджетом, Москва может себе позволить не экономить на инвестициях в развитие. Доходы во втором квартале 2015 года выросли на 13,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К августу на счетах мэрии было аккумулировано более 500 млрд руб. против 387 млрд руб. годом ранее.
Вместе с тем город вынужден перенести сроки завершения работ на нескольких строящихся объектах. По программе развития метрополитена до конца 2015 года будут открыты только четыре станции («Технопарк» Замоскворецкой линии; «Котельники» Таганско-Краснопресненской ветки; «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии), а ввод перегона «Марьина Роща» – «Петровско-Разумовская» откладывается на 2016 год. Еще дальше – на 2017-й – передвинулась сдача первого участка Третьего пересадочного контура. Ранее чиновники обещали открыть станции «Петровский парк», «Ходынское поле», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр» в 2016 году. И только «Нижнюю Масловку» – единственную глубокую станцию на этом перегоне – оставить на 2017-й. Нет ясности и со сроками ввода Алабяно-Балтийского тоннеля. «Все строительные работы на этом объекте завершены еще весной этого года. Сейчас ведется переоформление документов. Сменился подрядчик, часть документации утеряна, а некоторые документы неправильно оформлены, более тысячи из них переоформляются», – поясняет господин Бочкарёв. По его словам, понимание того, как и когда будет идти сдача тоннеля, у властей появится не раньше конца сентября. Напомним, что о завершении работ на Ленинградке стройкомплекс сообщал еще в январе этого года. Тогда планировалось, что движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю в полном объеме будет запущено до конца месяца, однако с тех пор сроки уже несколько раз переносились.
В области жилищного строительства у Москвы пока видимых проблем нет. С учетом апартаментов жилой сектор в первом полугодии 2015 года вырос на 2 млн кв. метров площадей. Однако власти понимают, что такой подъем в сложившихся условиях не может продолжаться долго. Более того – администрация Московской области уже объявила о снижении объемов строительства. По словам заместителя председателя правительства Мособласти Германа Елянюшкина, с января по июль 2015 года областные застройщики ввели в эксплуатацию 1,8 млн кв. метров многоквартирных домов и 680 тыс. кв. метров домов, строящихся в рамках ИЖС. Тогда как за аналогичный период прошлого года – 2,9 млн кв. метров и 790 тыс. кв. метров соответственно. «Получается практически минус 30% по вводу жилья, вероятно, эта тенденция сохранится до конца года», – сказал господин Елянюшкин и уточнил, что падение объемов связано не только с кризисом, но и с ужесточением требований к сдаваемому жилью. По его словам, эффект от снижения темпов ввода жилья будет в полной мере заметен в 2016–2017 годах. Поэтому губернатор области Андрей Воробьёв и мэр Москвы Сергей Собянин рассматривают возможность обратиться к руководству страны с просьбой поддержать строительную отрасль в виде дополнительного субсидирования ипотечной ставки до 7% на полгода. Отметим, что сейчас субсидированная государством ставка составляет 12%, некоторые застройщики изыскали возможность понизить ее до 9%, но эти меры не гарантируют увеличения спроса. «По информации, поступающей от большинства застройщиков, происходит снижение объемов продаж. В рублях это порядка 70%. Чего мы все опасаемся, так это остановки строительной отрасли вообще», – резюмирует Герман Елянюшкин.
Впрочем, по мнению экспертов, рост курса валют может привести к очередному всплеску покупательской активности на первичном рынке и тем самым оказать краткосрочную поддержку строительной отрасли. «Люди понимают, что предугадать экономические тренды сложно, а риск обесценивания валюты и потери стоимости своих сбережений есть. Недвижимость остается очень выгодным инструментом хранения денег», – считает директор по связям с общественностью ГК «МИЦ» Ольга Новицкая.
Всплеску покупательской активности может также поспособствовать анонсирование рядом застройщиков предстоящего повышения цен на свои объекты. Кроме того, сыграет свою роль и фактор сезонности – осенью деловая активность после летнего затишья обычно повышается, отмечает госпожа Новицкая.