На сцене – танки
Центральный академический театр Российской армии откроет в нынешнем сентябре свой 86-й сезон. Уже 75 лет театр выступает в собственном здании на Суворовской площади. 14 сентября 1940 года здесь был сыгран первый спектакль – «Полководец Суворов» по пьесе Игоря Бахтерева и Александра Разумовского. Архитектурный аспект всегда играл в жизни этого театра особую роль.
Главный «армейский» театр страны на 10 лет старше своего знаменитого здания в виде пятиугольной звезды. Еще в 1930 году решением Наркомата обороны был создан Театр РККА. В первые годы своего существования он много гастролировал, нередко выступая в самых отдаленных гарнизонах. В Москве же своего помещения не имел, давал спектакли на сцене Центрального дома Красной Армии.
Но в середине 30-х годов ситуация изменилась. Роль армии в государстве значительно возросла. Теперь военный бюджет предусматривал в том числе и строительство объектов культуры. В то время как подавляющее большинство театров страны работало в дореволюционных зданиях, театр для военных решено было разместить в новом здании необыкновенной архитектуры.
От всех прочих театров мира оно должно было отличаться прежде всего размерами. Гигантомания в советской архитектуре в то время набирала обороты. Сооружения подобных масштабов, по мнению заказчиков, служили символами мощно развивающегося социализма. В эту тенденцию вписалось и здание Театра Красной Армии, чей проект правительственная комиссия утвердила 23 февраля 1934 года.
Авторами проекта выступили архитекторы Каро Алабян (депутат Верховного Совета СССР, будущий академик) и Василий Симбирцев. Они создали «образ театра-монумента, посвященного героическим делам Красной Армии», как писал один из журналов того времени. Существует легенда, что форму здания придумал маршал Ворошилов – куратор строительства и заядлый театрал. Он якобы поставил на лист ватмана свою массивную хрустальную пепельницу, обвел ее карандашом и сказал архитекторам: «Вот таким должен быть армейский театр». В действительности облик здания его авторам подсказала архитектурная мода на советские символы. В конце 20-х – начале 30-х годов в стране появились здания в форме трактора, самолета, шестеренки. В столице построили пятиугольный павильон станции метро «Арбатская». Театр-звезда продолжил эту линию.
Колоссальные размеры здания тоже вполне гармонично вписывались в стиль эпохи рекордов. Большой зал, рассчитанный на 1520 мест, был в тот момент самым вместительным в мире. Оркестр из 35 музыкантов исполнял полноценные увертюры и сопровождал мелодиями действие спектаклей. На трансформируемой сцене размером 40 на 62 метра (ее механизм разрабатывали лучшие инженеры) разворачивалось массовое действо с участием нескольких сот человек. Здесь показывали в грандиозных масштабах штурм Измаила, Бородинское сражение, взятие Зимнего дворца, создавали в декорациях то линкор, то бронепоезд. Старое выражение «театр военных действий» приобретало в этих стенах особое значение. На такой сцене могли маневрировать пехота, кавалерия и танки. Для въезда бронетехники сделали пандус в задней части сцены, однако он, по сведениям историков, не использовался после того, как на первой же репетиции под тяжелой машиной подломился пол. Полы, кстати, в театре выполнены из ценных пород дерева, стены и своды украшены росписями, над которыми работал выдающийся художник Владимир Фаворский. Денег на проект здания, убранство помещения и театральное оборудование не пожалели. Здесь до сих пор отлично работают механизмы, установленные еще в 1940 году. Если бы не война, на крыше здания устроили бы сад с цветниками и газонами, ресторан, танцевальную площадку и кинотеатр. Зимой там планировали заливать каток. В центре здания и на каждом луче звезды должны были установить скульптуры военной тематики. Однако эта часть планов осталась нереализованной.
Как и многие другие знаковые объекты эпохи, Театр Красной Армии строила вся страна. Заказы для грандиозного сооружения выполняли около 40 предприятий. Краматорский завод имени Сталина изготовил тяжелые ферменные конструкции сцены, ленинградский завод «Электросила» дал театру моторы, Маловишерский завод сделал цветное стекло. Ряд важных электрических узлов разработали на московском заводе «Динамо». Использовались строительные материалы здесь высшего качества.
«Пятиугольный» театр ломал каноны, привлекал всеобщее внимание. Однако экспериментальное здание поставило сложные задачи перед режиссерами и актерами. Здесь непростая акустика, есть пустоты, «лишние» помещения. Размеры здания одновременно впечатляют и пугают профессионалов. Знаменитый актер театра (служит в нем уже 70 лет!) Владимир Зельдин вспоминает, как один из мхатовских корифеев однажды спросил: «Миленькие, да как же вы работаете на этом артиллерийском полигоне?» А режиссер театра в 50-е годы Алексей Попов любил повторять, что архитекторов здания на Суворовской площади можно назвать соавторами многих спектаклей.
Но масштабы и торжественность обязывают ко многому. «Когда зритель только входил в такой театр, он понимал, что попал в храм искусства. Он просто не мог вести себя в таком театре хамски или развязно», – пишет далее в своих мемуарах Владимир Зельдин. На этой громадной сцене «не затерялись» таланты выдающихся отечественных актеров – Ларисы Голубкиной, Владимира Сошальского, Людмилы Касаткиной, Андрея Попова и многих других. В главном военном театре с успехом шли фронтовые драмы, искрометные водевили, острые пьесы из современной жизни, исторические хроники. Сегодня здесь можно увидеть мюзиклы и различные шоу. Театр со «звездным» обликом стал родным домом для многих звезд российской сцены.