Ни серпа, ни молота

Ни серпа, ни молота

Ни серпа, ни молота
Ни серпа, ни молота
На месте промышленной зоны построят современный жилой квартал

Проекты реконструкции и строительства значимых объектов в Москве теперь отбираются на конкурсной основе. Российские и зарубежные архитекторы уже борются за право создать концепции парков «Зарядье» и «Ходынское поле», музейно-выставочного комплекса ГЦСИ и других объектов. На прошлой неделе стартовал международный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции реорганизации территории завода «Серп и Молот».

Промзона площадью почти 90 га расположена в районе Лефортово и ограничена улицами Золоторожский Вал, шоссе Энтузиастов и проездом Завода Серп и Молот. На сегодняшний день это закрытая для города и депрессивная территория, занимающая при этом одно из ключевых положений – всего в 5 км от Кремля. Производственная деятельность здесь практически прекратилась, износ оборудования завода превышает 40 процентов. Помимо завода на этой территории значатся еще 35 юридических лиц (подобная ситуация наблюдается и в других промзонах, что существенно затрудняет их преобразование с юридической точки зрения).

Реорганизация территории завода была предусмотрена еще при составлении действующего Генплана Москвы, утвержденного в 2010 году. На месте промзоны предполагается создать многофункциональную городскую единицу с развитой инфраструктурой.

Попытка разработать ее проект уже предпринималась – Архитектурный совет столицы рассматривал предложенные варианты в марте этого года, однако они были отклонены. По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, их основными недостатками были фрагментарность застройки, отсутствие единой концепции и баланса между свободными и застроенными участками, непродуманность транспортной схемы. В итоге члены Архсовета рекомендовали провести конкурс на реорганизацию территории завода. Он пройдет в два этапа: сначала проведут квалификационный отбор, на котором будут выбраны пять команд-финалисток, представивших наиболее интересные портфолио. Затем состоится конкурс концепций, из которых выберут лучшую. Регистрация участников и прием заявок продлятся до 9 октяб-ря, а 14–15 октября жюри выберет пять команд, которые перейдут во второй этап. Конкурсные проекты будут приниматься до 13 декабря, а 20 декабря жюри огласит результаты конкурса.

Для участия в конкурсе приглашаются российские и зарубежные архитекторы, которые смогут привлечь к сотрудничеству специалистов, работающих в смежных областях (инженерия, управление общественными пространствами, программирование территории, экология и социология). Пять команд-финалисток получат денежные призы в размере 960 тыс. рублей, а наградой победителю станет участие в реализации проекта. При этом Сергей Кузнецов отметил, что гарантировать финалисту полную и единоличную работу над воплощением проекта пока невозможно, поскольку законодательство не позволяет выбирать поставщика услуги посредством творческого конкурса.

Оценивать работы участников будет жюри, в состав которого вошли российские и зарубежные эксперты из Франции, Германии, Испании. Среди российских участников названы главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов и специальный корреспондент ИД «КоммерсантЪ», член Архитектурного совета Москвы Григорий Ревзин. Председателем жюри избран главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. Заказчиком конкурса выступает компания «Дон-Строй Инвест», а организатором – НИиПИ Генплана Москвы.

Перед участниками поставлена непростая задача – вернуть территорию завода городу, сделать ее комфортной для проживания. После реновации здесь должен появиться современный жилой квартал со всей необходимой социальной инфраструктурой, объектами культурного назначения, зелеными зонами и небольшим количеством офисов.

По словам и.о. руководителя НИиПИ Генплана Москвы Каримы Нигматулиной, в новом районе необходимо будет обеспечить хорошую транспортную доступность, разработать квартальную планировку с плотной улично-дорожной сетью. Большое внимание должно быть уделено озеленению, благоустройству территории и созданию большого количества общественных зон.

Представитель заказчика конкурса и будущего инвестора проекта, генеральный директор компании «Дон-Строй Инвест» Алена Дерябина подчеркнула, что реорганизация промзоны – интересный, но очень трудоемкий процесс. «Нам предстоит снести и утилизировать промышленное оборудование и строения особой степени прочности. Кроме того, создать новую, современную, высокотехнологичную инженерную сеть и, что самое главное, сделать данную территорию составной частью городской ткани, наполнив ее достаточным объемом общественных пространств, инфраструктурных социальных объектов и сбалансировав места приложения труда и места проживания. Это не только гигантский объем по трудозатратам и времени, это еще и существенные финансовые инвестиции. По предварительным подсчетам они составят порядка 140 млрд рублей», – уточнила госпожа Дерябина, добавив, что сейчас компания ведет переговоры о финансировании этого проекта со своим партнером – Банком ВТБ.

В настоящий момент компания «Дон-Строй Инвест» занимается разработкой градостроительной документации по реорганизации промзоны. Начать работы ориентировочно планируется в 2015-м, а полностью завершить их в 2020–2021 годах.

Теги: #