Выйти из «зоны риска»
В послании Федеральному собранию на прошлой неделе президент назвал строительство первой в числе четырех отраслей, оказавшихся в зоне риска. Правительство должно предложить специальные программы поддержки этих отраслей, считает глава государства, и «финансовые ресурсы для этого предусмотрены». Это хороший знак для строителей. Если, конечно, выделенные на поддержку отрасли деньги будут потрачены с умом, а не ради выгоды каких-то отдельных бенефициаров, как это иногда бывает.
Положение в строительной отрасли сегодня непростое. По данным Росстата, весь 2014 год темпы объема строительных работ в стране падали, продолжилось падение и в нынешнем году. Единственным драйвером, который сохраняет отрасль на плаву, остается жилищное строительство – жилищный вопрос в стране все еще далек от разрешения. Однако и этот «локомотив», по данным Росстата, начал тормозить. Так, в апреле впервые за последний год строители ввели в эксплуатацию жилые дома общей площадью менее 5 млн кв. метров – тогда как еще в январе–марте текущего года помесячный ввод жилья превышал 6 млн кв. метров.
Почему так происходит – понятно. Во-первых, строителям необходимо реализовать уже построенное, а в условиях резко снизившегося спроса со стороны населения на приобретение недвижимости сделать это проблематично.
Во-вторых, все больше россиян в условиях нестабильности в экономике переходит на сберегательную модель поведения, переводя дорогостоящие затраты (покупка жилья, капитальный ремонт и др.) в отложенный спрос до лучших времен.
А если к перечисленным невзгодам добавить удорожание стоимости строительно-монтажных работ (СМР) и стоимости земли в каждом квадратном метре из-за повышенной валютной нестабильности, то возникает вопрос: а кто все это будет покупать?
По словам главы Минстроя Михаила Меня, в ведомстве по согласованию с правительством страны сейчас готовится документ, который позволит выделить средства в размере около 20 млрд рублей, в том числе из антикризисного фонда, на развитие инфраструктуры (дороги, школы, детские сады, инженерию) в новых жилых микрорайонах, строящихся по программе «Жилье для российской семьи». «Раньше эти средства выделялись из регионального или муниципального бюджетов, либо эти объекты возводились за счет средств инвестора, что всегда приводило к удорожанию квадратного метра», – пояснил министр.
И все-таки даже подешевевший квадратный метр вряд ли окажется по карману обычным россиянам при нынешней ипотечной ставке. Так, Андрей Кирсанов, заместитель генерального директора MR Group, уверен, что в качестве еще одной меры поддержки строительной отрасли нужно дополнить перечень основных операций, по которым устанавливаются ставки ЦБ РФ, специальной ипотечной ставкой, главное назначение которой – развитие ипотечного жилищного кредитования.
Установить ее девелопер предлагает на уровне 3–4%, чтобы для конечного потребителя размер ставки ипотечного кредита не превышал 7–8%.
Такая ставка позволит повысить доступность ипотечных жилищных кредитов, не тратить деньги из бюджета на субсидии по процентным ставкам, дать россиянам реальный шанс приобрести жилье и сохранить рабочие места (одно рабочее место на стройке – это 10 рабочих мест в смежных отраслях), что особенно важно в условиях кризиса.
Есть и другие варианты. Например, в Великобритании для оживления строительного рынка была запущена программа HomeBuy Direct, предназначенная для покупателей первого жилья. С недавних пор она финансируется в равных долях правительством и девелоперами. Этот конгломерат предлагает гражданам беспроцентные ссуды сроком на 5 лет в размере 30% от стоимости приобретаемой недвижимости, которые вместе с тем составляют и первый взнос по ипотечным кредитам на оставшиеся 70% стоимости жилья. В программе участвуют более 130 девелоперов (в их числе крупнейшие компании) из разных регионов и одна тысяча строительных проектов, перечень которых опубликован в интернете. Почему не запустить аналогичную схему у нас?
Впрочем, помимо внешних факторов (работы в условиях международных санкций, падающего рубля, сокращающихся доходов граждан, малодоступных ставок по ипотеке) строительная отрасль сталкивается с рядом внутренних проблем. Так, эксперты ВШЭ уверены, что в целях более адекватной оценки стоимости строительства и внедрения новых технологий необходимо пересмотреть морально устаревшие положения многих СНиПов. На федеральном уровне нужно оценивать не только бюджетную эффективность крупных строительных объектов, но и в принципе определять целесообразность для государства и граждан страны возведение подобных мегастроек.
Из-за высокой степени монополизации отрасли, административных барьеров и коррупционной составляющей госзаказы, особенно с крупным финансированием, являются прерогативой лишь определенного перечня подрядчиков. Другие строительные организации участвуют в этих проектах, как правило, в «подтанцовках» в виде субподрядной деятельности. Выход на этот рынок и на строительный рынок других регионов во многих случаях регламентируется чиновниками от строительства в зависимости от финансовых и лоббистских возможностей строительных компаний.
Один из самых влиятельных международных рейтингов Doing Business (Ведение бизнеса) оценивает бизнес-климат в экономике 189 стран в целом и в строительной отрасли в частности. Данный мониторинг вот уже 12 лет осуществляет Всемирный банк. Общий индекс страны формируется в нем как среднее значение по 10 важнейшим бизнес-индикаторам, в состав которых входят два «строительных» показателя – получение разрешения на строительство и присоединение к электрическим сетям.
За последние два года Россия сделала заметный рывок в данном рейтинге, переместившись со 112-й позиции в 2013 году на 62-ю в 2015-м. Но, к сожалению, основным тормозом для России в продвижении в рейтинге являются именно строительные индикаторы. Так, если по регистрации собственности и обеспечению исполнения контрактов Россия находится на 12-м и 14-м месте в мире соответственно, то по получению разрешений на строительство и присоединению к электрическим сетям мы занимаем соответственно 156-е и 143-е места из 189 стран, уступая Барбадосу, Сенегалу, Центральноафриканской Республике и Джибути.
Причем замеры по России проводились в строительных организациях двух российских столиц – Москвы и Санкт–Петербурга, то есть в таких мегаполисах страны, где функционируют относительно благополучные подрядные организации и регуляторные процессы находятся на достаточно высоком уровне, по крайней мере относительно средних показателей по России. Какое бы место занимала Россия, если бы замеры проводились в депрессивных регионах – остается только догадываться.
Конечно, можно по-разному относиться к подобным рейтингам. Можно обвинить Всемирный банк в излишней политизированности при оценке России, но факт остается фактом – резервы по сокращению административных барьеров в строительстве огромные. И для Минстроя это не секрет – сразу после послания президента глава ведомства Михаил Мень сообщил, что Минстрой России продолжит работу по их сокращению: «Вступивший в силу исчерпывающий перечень требований в жилищном строительстве показал результативность данной работы. Подобные исчерпывающие перечни планируется ввести и в части отдельных видов нежилого строительства, и ряда инфраструктурных объектов».
Вот только делать это надо быстро и еще быстрее. Строительство в силу своего производственного цикла позже всех базовых отраслей входит в экономическую рецессию, но и позже выходит из нее. Причем с большими финансовыми и экономическим потерями в виде различных банкротств, слияний и разукрупнений организаций, а также более серьезным сокращением численности занятых, чем в других отраслях.
В силу указанных причин, даже если уже «завтра» начнется макроэкономическое и геополитическое улучшение ситуации, ждать от строительства роста можно не раньше конца 2016 – начала 2017 года. И то при условии, если ситуация в экономике не будет ухудшаться дальше.
В разгар Великой депрессии в США президент Франклин Рузвельт заявил: «Сегодня начинается новая эра в экономической и социальной жизни Америки. Мы начинаем атаку на трущобы этой страны, которая будет продолжаться до тех пор, пока каждая американская семья не обзаведется достойным домом». Эта атака наряду с программой строительства федеральных дорог помогла тогда США выбраться из кризиса.
В 2008–2009 годах в России тоже пытались совершить подобный рывок в строительстве, но он быстро захлебнулся в выросших ценах на нефть. Сегодня, судя по всему, новой милости от нефтяного рынка стране ждать не приходится. «Только изменив структуру экономики, мы сможем решать масштабные задачи в сфере безопасности, социального развития, создать современные рабочие места и повышать качество и уровень жизни регионов, – сказал в своем послании Владимир Путин. – Мы должны быть готовы к тому, что и период низких цен на сырье, и, возможно, внешние ограничения могут затянуться, причем затянуться надолго. Ничего не меняя, мы просто напросто «проедим» наши резервы, а темпы роста экономики будут колебаться где-то около нулевой отметки».