На стройматериалы снижается спрос
Кризис в строительной отрасли докатился до рынка стройматериалов: по данным Росстата, производство цемента, кирпича и арматуры в этом году сократилось на 8–10%. Аналогичные тенденции последний раз наблюдались в 2009–2010 годах, когда отрасль также переживала спад. Основной причиной, влияющей на производство, является спрос: он резко снизился, поскольку строек стало меньше. При этом стоимость стройматериалов, естественно, увеличилась более чем на 11%. Ускорить рост цен может запуск системы «Платон», а вот уход из России турецких производителей на рынок не повлияет – их доля слишком мала.
Производители строительных материалов почувствовали на себе дыхание кризиса: впервые за пять лет их рынок продемонстрировал отрицательную динамику. Негативные прогнозы были сделаны еще в начале года, поэтому реальность никого не удивила. По данным Росстата, производство цемента с января по сентябрь сократилось на 9,3%, до 49,2 млн тонн, производство кирпича на 8%, до 16,5 млрд штук (условных кирпичей). Похожие расчеты приводят СМПРО и РАСК, уточняя, что спрос на самые ходовые стройматериалы снизился еще заметнее. Так, по данным СМПРО, потребление цемента упало почти на 12%, а объем реализации кирпича на 50%.
При этом импорт кирпича за 9 месяцев снизился на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт – на 17%, добавляют в РАСК. Что касается внешней торговли цементом, то объем импорта сократился на 40,8% (до 2,3 млн тонн), экспорта – на 1,2% (до 1,4 млн тонн). Крупные игроки тоже заметили негативные тенденции: в «Евроцемент груп» говорят о сокращении производства на 23,2% по итогам января – октября. На 22% снизились объемы у ОАО «Ангарскцемент». «Цементный завод – это индикатор того, что происходит на строительном рынке. Сегодня в Сибирском федеральном округе и в России в целом наблюдается падение строительного рынка. За 9 месяцев рынок в Российской Федерации упал на 15,9%, по Восточной Сибири – на 24–26%. Соответственно, объемы ОАО «Ангарскцемент» сократились практически на столько же процентов», – говорит гендиректор Владимир Афанасин. Однако наибольший удар кризис нанес по небольшим компаниям, для которых сокращение объема заказов равноценно уходу с рынка.
Впрочем, нынешняя ситуация не является новостью для производителей. Аналогичные проблемы рынок пережил во время предыдущего кризиса в 2009 году. Как и сейчас, тогда основной причиной падения стало снижение объемов строительства и замораживание текущих строек. По подсчетам Росстата, за 9 месяцев общий объем выполненных строительных работ сократился на 10,7% – до 3,84 трлн руб. Снижается и объем ввода жилья: по прогнозам Минстроя, ввод новостроек в этом году упадет на 11%. Управляющий партнер СМПРО Владимир Гузь называет ключевым негативным фактором для рынка сокращение инвестиций в основной капитал, за 9 месяцев составившее 9,9%. «В России достаточно примитивная экономика, все инвестиции в любом случае, так или иначе, связаны со строительными работами», – отмечает он.
По данным опроса, проведенного аналитическим центром портала Ради Дома PRO, более половины производителей оценивают текущее состояние отрасли как тяжелое. В опросе приняли участие представители 203 компаний, специализирующихся на выпуске строительных и отделочных материалов, пессимистические настроения характерны для 57%. При этом 81% опрошенных признали, что особенно заметно ситуация ухудшилась за последние полгода. Удовлетворительным состояние промышленности стройматериалов считает 41% компаний, доля оптимистов не превышает 3%.
Основной причиной негативных явлений большинство (51%) назвали общую неопределенность в экономике. Каждый пятый (20%) отметил низкий спрос, каждый десятый (10%) – дорогие кредиты и конкуренцию со стороны недобросовестных производителей. В сложившейся ситуации производители вынуждены пересматривать бизнес-стратегии в сторону максимального сокращения издержек, в том числе за счет оптимизации штата. Так, на вопрос, планируете ли вы до конца года сокращение персонала, положительно ответили почти треть респондентов (32%). Еще 42% ожидают сокращений в случае серьезного ухудшения экономической ситуации. А вот расширять штат в ближайшие месяцы намерены лишь 11% опрошенных.
прочем, даже в этом случае большинству производителей едва ли удастся избежать серьезного снижения объемов продаж и выпуска продукции. Уменьшения выручки по итогам 2015 года ожидают 66% участников опроса, падения объемов производства – 63%. Для сравнения: на увеличение этих показателей к прошлому году из всех опрошенных рассчитывают только 16% и 19% соответственно. «Несмотря на сужение рынка, крупные игроки, успевшие модернизировать производство, все больше контролируют имеющийся спрос, а небольшие производители не справляются с проблемами и будут вынуждены покинуть рынок», – комментирует управляющий «ЛСР. Стеновые материалы» Сергей Бегоулев. По его словам, заводы группы не почувствовали кризиса: объем производства по итогам текущего года не снизится, компания рассчитывает даже увеличить свою долю на рынке.
Что касается ценовой политики, то, по данным Росстата, стоимость строительных материалов в России с начала года увеличилась на 11%. При этом рост цен продолжится, уверены эксперты. Свою роль в этом процессе еще предстоит сыграть системе «Платон», по которой владельцы большегрузных (свыше 12 тонн) грузовиков обязаны оплачивать их проезд по федеральным трассам. Фуры перевозят значительную часть стройматериалов. Введение дорожного сбора может привести к подорожанию продукции, предназначаемой для застройщиков, по некоторым оценкам, до 50%. «Любая проблема в перевозке затрагивает много проблем в экономике, поскольку доставка груза до потребителя по приемлемой цене является важным моментом. Конечно, при введении дополнительных пошлин надо устанавливать переходные периоды, тогда адаптация бизнеса будет проходить мягче», – отмечает Дмитрий Махонин, начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС РФ.
А вот возможный уход с российского рынка турецких производителей на общую картину практически не повлияет. По данным турецкого министерства экономики, Турция поставляет в РФ достаточно широкую линейку товаров для стройки и отделки – цемент, гипс, изделия из стекла, в том числе стекловату, сантехнические материалы из железа и стали, металлическую арматуру, нагревающее и охлаждающее оборудование, краны и вентили, электроаппаратуру и осветительные приборы. Однако доля самой крупной статьи турецкого импорта – цемента – не так велика, всего 0,2%. «Мощности российских цементных предприятий позволяют им полностью обеспечить потребности строительной отрасли собственным высококачественным цементом», – уверены в «Евроцемент груп». Несколько иная ситуация с так называемым белым цементом – особым сортом, отличающимся повышенным качеством. На долю турков здесь приходится 40% рынка, поскольку в России только один завод специализируется на его производстве. Впрочем, белый цемент не слишком популярен у застройщиков: за 10 месяцев 2015 года его потребление не превысило 180 тыс. тонн.
«В текущем году Турция импортировала в Россию порядка 13 тыс. тонн металла с покрытием (оцинковка и полимеры), что составило менее 2% от отечественного рынка металлических изделий. Поэтому в случае ухода турецких поставщиков рынок практически не почувствует изменения конъюнктуры спроса и предложения и не приходится ожидать связанного с этим роста цен на металлические изделия», – полагает директор по продажам и маркетингу компании «Металл Профиль» Сергей Якубов. Такой же объем – 2% – занимает турецкая продукция на рынке отделочных материалов, в частности, сантехнического оборудования и керамики.
Заменить товары турецких фирм аналогичной продукцией быстро не получится: все европейские бренды в условиях кризиса давно перешли в более высокий ценовой сегмент.