Стальная защита столицы

Стальная защита столицы

Стальная защита столицы
Стальная защита столицы
В Москве увековечена память создателя противотанковых ежей

В канун Дня города в центре столицы были торжественно открыты две мемориальные доски, посвященные выдающимся людям ХХ века. Деятельность Михаила Гориккера и Александра Кибальникова протекала в разных сферах, но их имена и их работы в равной степени принадлежат истории. В том числе истории Москвы.

Военный оркестр играл у дома № 6 на Тишинской площади. Здесь в присутствии жителей района и ветеранов открывали мемориальную доску в честь Михаила Гориккера (1895–1955) – изобретателя противотанковых ежей, которые использовались при обороне столицы в 1941 году. Видный военный инженер жил в этом доме в 1945–1955 годах. Мемориальное произведение создал московский скульптор, член Российской академии художеств Иван Казанский.

Сегодня людям, далеким от военного дела, смысл изобретения Михаила Гориккера подчас непонятен. Между тем для своего времени оно имело огромное значение. В начале Второй мировой войны немецкие танки были мощной ударной силой. Остановить их удавалось не всегда. Не хватало артиллерии, снарядов, мин, гранат. И тогда генерал Гориккер, руководивший обороной Киева, придумал простой и эффективный способ, позволяющий задержать танковые колонны врага. Три стальные двутавровые балки соединяли таким образом, чтобы концы их образовывали октаэдр. Для обеспечения жесткости балки соединяли заклепками: конструкция должна выдерживать 60 тонн! Высота ее составляла 1 метр, на концах балок делали отверстия для колючей проволоки или соединительных тросов. Перекатываясь под днищем танка, такой «еж» задерживал движение бронемашины, что давало возможность гранатометчикам или артиллеристам уничтожить ее. Эти заграждения можно было в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий и легко перебрасывать с одного участка на другой. Даже для самых опытных немецких танкистов это была крайне неприятная помеха, нередко стоившая им жизни.

В Москве противотанковые ежи производили на термитно-стрелочном заводе в Миуссах, причем в дело шли сверхпрочные балки, предназначавшиеся для строительства Дворца Советов. Большинство этих противотанковых ежей устанавливали на ближайших подступах к столице и на городских магистралях. Целые полки крепких конструкций были готовы к уличным боям, но немцев в Москву Красная Армия не пустила. А после войны имя изобретателя подзабыли. Между тем Михаил Львович Гориккер – личность интересная и героическая. Солдат Первой мировой войны (два Георгиевских креста за храбрость), комиссар в Гражданскую, в начале 1930-х годов он окончил Военную академию механизации и проходил службу в танковых войсках. Был начальником гарнизона Киева. Перед самой войной стал генерал-майором. О броневых машинах (не только советских) он знал всё, что и помогло ему разработать стальную конструкцию для борьбы с танками.

А на Котельнической набережной открыли мемориальную доску в честь известного скульптора, народного художника СССР Александра Кибальникова (1912–1987). Автор памятной композиции – скульптор Салават Щербаков. За свою долгую творческую жизнь Кибальников создал немало ярких произведений, но москвичам он особенно дорог как автор памятника Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади.

Поэт-трибун приготовился к выступлению перед большой аудиторией. В его левой руке записная книжка, в которой, быть может, только что сочиненные стихи. Чуть повернутый корпус поэта – словно пружина, вот-вот готовая разжаться… На протяжении 55 лет замечательная скульптура излучает динамику и оптимизм, напоминает о большом художнике слова.

Александр Кибальников вырос в поволжской деревне, начинал трудовой путь на заводе в Саратове. Потом окончил в том же городе художественно-промышленный техникум, работал сценографом в театре. После войны заявил о себе как талантливый скульптор. Известны его памятники Николаю Чернышевскому в Саратове, Сергею Есенину в Рязани, мемориальный ансамбль в Брестской крепости.

Над образом Маяковского скульптор работал много лет. Решение установить памятник поэту на перекрестке улицы Горького и Садового кольца городские власти приняли еще до войны. Конкурс продолжался долго, а когда Кибальников одержал в нем победу, фанерный макет монумента несколько дней двигали по площади – выбирали наиболее выигрышное место (тоннеля тогда еще не было). Сейчас, когда реставрационные работы на Триумфальной площади завершены, памятник поэту стал смотреться еще более выразительно. Память о его создателе теперь тоже увековечена в столице.

Теги: #