Никаких ярких красок
На втором этаже Центрального дома художника открылась выставка новых работ московского живописца Сергея Никитина. Традиционные пейзажи талантливого художника переносят нас в заповедные уголки России, сохранившие старинный архитектурный облик и очарование первозданной природы.
Старые деревянные домики, река, церковь, перелесок, холмы и овраги, серое небо… Неброский среднерусский пейзаж, никаких ярких красок и внешних эффектов. Но картины Сергея Никитина с видами Плёса берут за душу, потому что художник вложил в них и огромное мастерство, и любовь к краю. В этих местах Сергею Никитину все знакомо. В Ивановской области он провел детство, отсюда уехал учиться в Москву. Но и став жителем столицы, часто приезжает в родные места. В невзрачной природе этих мест таится особое очарование. И художник передал это в работах, представленных на выставке, – «Окраина Суздаля», «Ранняя весна», «Золотой Плёс», «Морозный день», «Дорога к храму»… По словам автора, занятия живописью пробуждают в нем интерес к истории родного края. Более 600 лет назад московский князь Василий I, сын Дмитрия Донского, основал здесь крепость-заставу. В 1812 году в этих местах формировались отряды народного ополчения. В Плёсе долгое время работал Левитан, сюда приезжали Репин, Саврасов, Шаляпин. Городок на берегу Волги и в наши дни притягивает художников, писателей, артистов.
«Сейчас Плёс уже не тот, каким был еще 10–15 лет назад, – рассказывает художник. – Сносят старые дома, строят коттеджи. Все подстрижено, покрашено. Там, куда я раньше ходил на этюды, выросли заборы частных владений. Зато проведены хорошие дороги, и добираться туда стало удобнее». Некоторых видов Плёса, запечатленных на картинах Никитина, уже не существует. Первозданная натура уходит. Но художника по-прежнему влечет в эти края: «У этого маленького старинного города мощная энергетика. Берег Волги, высокие холмы. Неслучайно наш великий пейзажист Левитан там любил работать. Плёс – это колыбель левитановской школы живописи».
Сергей Никитин прошел серьезную профессиональную школу: окончил Ивановское художественное училище (отделение станковой живописи), затем художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета. Учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию на тему русского пейзажа. Преподавал в МПГУ живопись и композицию на протяжении девяти лет. Сейчас – свободный художник, выставки его проходят в нашей стране (Иваново, Москва, Чебоксары) и за рубежом (США). Картины художника покупают музеи, галереи и частные коллекционеры разных стран. В последнее время к произведениям Никитина возник большой интерес в Китае. О художественной жизни в этой стране пейзажист рассказывает с большим воодушевлением: «В Китае сейчас готовы инвестировать в искусство, продвигать традиционную качественную живопись. Это передовая страна в художественной сфере. В Европе сегодня доминирует беспредметное искусство – на мой взгляд, это знак культурной деградации. В нашей стране, к сожалению, традиции реалистический школы уходят, нет преемственности. А вот в Китае растет уважение к традиционализму. Китайские художники у нас учатся, многое заимствуют. Тщательно работают с цветом, композицией, не гонятся за броскими эффектами, трудолюбивы, вдумчивы. Мои выставки недавно проходили в Харбине, Пекине, Шанхае, сейчас готовлю новую большую выставку для этой страны». По словам Сергея Никитина, многие его новые работы уже «забронированы» за китайскими покупателями, а цикл о Плёсе давно вызывает интерес у арт-дилеров и рядовых любителей живописи в КНР.
Конечно же, много поклонников его живописи и в России, в том числе среди москвичей. Это показала и нынешняя выставка в ЦДХ. Благодарные зрители надолго задерживаются у картин. Многие не верят, что автор этих работ столь молод: думают, что они созданы в середине прошлого века. Лично познакомившись с художником, посетители благодарят его за творчество, дарящее людям свет и добро. Никитин любит общаться с посетителями на выставках: «Интерес к искусству сейчас колоссальный. Невероятное количество простых людей приходит на выставки, я просто поражен. Люди восхищаются тем, что я делаю. Они хотят настоящего, подлинного, живого. Созданного в традиционных формах».
В числе главных художественных ориентиров Никитина – мастера традиционной отечественной школы живописи ХIХ и ХХ веков: Серов, Коровин, Пластов, Стожаров… Горный пейзаж Швейцарии (единственная на выставке работа с иностранным сюжетом) навевает воспоминания о «Переходе Суворова через Альпы» Сурикова. Эрудиция, самобытный дар, искренний интерес к природе и людям – вот слагаемые успеха художника. Для Сергея Никитина важно найти в любом уголке земли неповторимые черты, увидеть «душу» и знаменитого альпийского перевала, и маленького села в центральной России.
Выставка работает
до 28 февраля.