Андрей Бочкарёв - о ключевых достижениях стройкомплекса столицы
▶ Андрей Юрьевич, в столице открывается 12-й Московский урбанистический форум. Чему он будет посвящен на этот раз?
– В этом году форум станет, пожалуй, самым масштабным за всю его 12-летнюю историю. Впервые мероприятия состоятся одновременно на четырех площадках, посвященных настоящему и будущему Москвы. Так, в ЦВЗ «Манеж» можно будет ознакомиться с новой транспортной реальностью столицы: там откроется выставка «Станция «Манеж» в рамках экспозиции «Год нового транспортного каркаса». В Гостином Дворе посетители узнают о масштабных программах модернизации инфраструктуры московского здравоохранения и образования. В парке «Зарядье» заработает площадка «Город для каждого», где можно будет совместить активный отдых с насыщенной культурной и развлекательной программой. А на площадках под открытым небом в «Лужниках» гостей ждут выступления цирковых артистов и уличных музыкантов, гастрономический фестиваль, модные показы, декорации киногорода, разнообразные мастер-классы и соревнования. Как видите, формат МУФа максимально открыт для всех.
▶ Вы упомянули о выставке, посвященной году нового транспортного каркаса. Безусловно, крупнейшим реализованным проектом 2023 года стала открывшаяся весной Большая кольцевая линия метро – самое протяженное в мире метрокольцо. Пассажиры уже оценили его преимущества?
– Ввод в эксплуатацию БКЛ – значимое событие в истории Москвы. С открытием второго подземного кольца 70% горожан, ранее выстраивавших привычные для себя маршруты с поездками в центр города и пересадками внутри действующей Кольцевой линии, теперь экономят от получаса до 40 минут. В метро стало свободнее и комфортнее за счет перераспределения пассажиропотока. Например, станции «Калужская», «Автозаводская» и «Нагатинская» разгрузились на 30%, Кольцевая линия –
почти на 25%, радиальные ветки – на 20%. Частично освободились и дороги, подводящие и прилегающие к новым станциям. А жители 34 районов, через которые проходит БКЛ, получили в шаговой доступности от дома новые станции метро.
▶ Расскажите о дальнейших перспективах развития метрополитена.
– Программа, которую мы задумали в 2010 году, сегодня фактически выполнена. Сейчас основные силы и ресурсы, задействованные на строительстве Большого кольца, перебрасываем на сооружение новых участков и линий – Троицкой, которая активно строится, и Рублево-Архангельской, скоро приступим к строительству Бирюлевской ветки, так нужной жителям юга Москвы. Начались работы по возведению станции «Суворовская» на Кольцевой линии. Продлевается Сокольническая линия до станции «Потапово». Среди первоочередных задач текущего года – ввод двух важных участков, которые уже находятся в высокой степени готовности: на желтой ветке от «Рассказовки» до «Аэропорта Внуково» и на салатовой – от «Селигерской» до «Физтеха». Что касается долгосрочной стратегии развития метрополитена, все будет зависеть от характера развития города как в его старых границах, так и в новых. Нужно понимать, где будут жилые районы, а где производственные территории. Словом, куда именно вести метро, нам будет подсказывать потенциальное количество пассажиров.
▶ Когда пассажиры смогут воспользоваться МЦД-3 и МЦД-4?
– Проект МЦД имеет важнейшее значение для всей агломерации. Формируя сквозные маршруты через город, мы получаем, по сути, новое наземное метро, объединяющее электрички с подземкой. Людям не приходится делать лишних пересадок на московских вокзалах, разгружаются и расположенные там станции метро. До нужной точки добираться по МЦД и удобнее, и комфортнее, и дешевле благодаря единой билетной системе. С момента запуска в 2019 году двух первых маршрутов ими уже воспользовались свыше 600 млн пассажиров, количество поездок по МЦД-1 и МЦД-2 только в границах города возросло почти вдвое. Два новых маршрута – МЦД-3, связывающий Зеленоград с Раменским, и МЦД-4 между Апрелевкой и Железнодорожным – планируем запустить уже в этом году.
▶ В чем сложность проекта МЦД-5?
– Для соединения Ярославского и Павелецкого направлений нужно пройти 12 километров по центру города. Оптимально сделать это под землей, построив два тоннеля. Но технология их сооружения не как у метро, ведь у железнодорожных составов другие габариты и другая система подачи тока. Это очень сложный проект. Необходимо учесть множество тонкостей, нюансов. Так что о конкретных сроках говорить пока рано. Но затягивать не будем – проект очень важный. Уверен, что воплотим его.
▶ Крупнейший дорожно-транспортный проект на сегодняшний день – МСД. Насколько магистраль облегчит поездки по Москве?
– Значение МСД для города огромно. По скоростной бессветофорной трассе Москву можно будет пересечь всего за 40 минут, не съезжая на «кольца». Плюсы хордовых магистралей для столицы очевидны: формируются поперечные связи, автомобилисты могут комфортно заехать в город, проехать его насквозь и выехать за МКАД. Когда откроется движение по всему МСД, вдвое сократится перепробег транспорта с юга на северо-запад столицы и примерно в 1,5 раза –
по маршруту с северо-запада на восток. Ожидаем также, что на 20% разгрузятся Садовое кольцо, МКАД и ТТК.
▶ Как себя чувствует столичный рынок недвижимости? Темпы и объемы строительства жилья не снижаются?
– Вопреки прогнозам и опасениям, связанным с санкциями, рынок недвижимости по-прежнему динамично развивается. Объекты, включая жилье, даже вводятся с опережением графика. Так, с января уже выполнен годовой план ввода недвижимости более чем на 86%. За это время введено 7,32 млн кв. метров, в том числе 3,3 млн «квадратов» жилья. Причем доля инвесторов в общем объеме ввода остается доминирующей: более 85% сданного в эксплуатацию жилья и 80,5% всей недвижимости приходится на внебюджетные стройки. Так что очевидно, что московский рынок привлекателен для инвесторов. Подтверждение тому – увеличивающееся количество застройщиков: если в начале прошлого года на рынке было 260 строительных компаний, то сейчас работают свыше 300.
▶ В августе исполняется шесть лет программе реновации. Сколько москвичей удалось расселить из хрущевок?
– С каждым годом программа набирает обороты. За шесть лет в новые квартиры переехали уже 103,2 тысячи москвичей. И еще 24,3 тысячи человек в процессе переезда. Введено 258 домов, 239 из них переданы под заселение. Снесены 252 старые хрущевки, 407 домов находится в стадии проектирования и строительства. В перспективе планируем нарастить объемы строительства жилья по программе до 3 млн кв. метров в пиковые годы. Такие темпы наряду с подбором новых стартовых площадок позволят выполнить программу в установленный срок – до 2032 года.
▶ Москва – город с многовековой историей. На ваш взгляд, как можно одновременно развивать столицу и сохранять ее историческое наследие?
– Любой город является живым организмом и не может не развиваться. Поэтому наша градостроительная концепция предусматривает грамотное сочетание двух направлений – это сохранение исторической застройки с одновременным созданием в городе удобных, открытых и комфортных общественных пространств, инфраструктуры в шаговой доступности от объектов культуры. В этом плане проведена огромная работа. С 2011 года отреставрировано около 2 тысяч памятников архитектуры, в том числе более 60 исторических усадеб. Ведутся работы еще более чем на 70 объектах. Во многих зданиях, представляющих архитектурную ценность, размещаются отели – таким образом, повышается туристический потенциал города. А организация пешеходных зон, велодорожек, благоустройство парков повышают их притягательность для посетителей. И результат такой работы налицо: если раньше люди стремились не в центр, а из центра, то теперь предпочитают интересно проводить время и отдыхать именно там, ведь для этого созданы максимально комфортные условия.