Белорусский вокзал: новый формат

Белорусский вокзал: новый формат

Белорусский вокзал: новый формат
Белорусский вокзал: новый формат
Москва – город десяти вокзалов, девять из которых являются не только крупными транспортно-пересадочными узлами, но и выдающимися памятниками архитектуры и истории города. Один из них – Белорусский – в скором времени получит новую жизнь после реконструкции, необходимой для запуска движения по четвертому Московскому центральному диаметру Апрелевка – Железнодорожный (D4) и организации удобной пересадки между ним и проходящего здесь же D1 (Одинцово – Лобня).

Белорусский вокзал, второй по величине и шестой по счету в Москве, был открыт 19 сентября 1870 года. Правда, тогда он назывался Смоленским, так как поезда ходили только до Смоленска. Позже, после продления железной дороги до Бреста, стал Брестским, в 1912-м, после окончательного завершения строительных работ, получил название Александровского в честь императора Александра I, а Белорусским стал только в 1936 году. За свою 152-летнюю историю здание, спроектированное архитектором Иваном Струковым, пережило две глобальные реконструкции: в 1936-м и 2007–2008 годах, когда компания «Аэроэкспресс» решила соединить станцию «Белорусская» с международным аэропортом Шереметьево, для чего на вокзале построили новый терминал. Реконструкция, осуществляющаяся сегодня, уже третья по счету. Проект реализуется силами города совместно с ОАО «РЖД». «Масштабная модернизация необходима для запуска четвертого диаметра и создания удобной пересадки между D1 и D4», – рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. Белорусский вокзал является крупным хабом с пассажиропотоком порядка 90 тысяч человек в сутки. И сегодня решается задача сделать его комфортнее и удобнее для пассажиров, пользующихся как действующими, так и будущими маршрутами. 

В рамках модернизации будет подготовлена инфраструктура для создания на Белорусском вокзале пересадки между двумя железнодорожными диаметрами: действующего Белорусско-Савеловского D1 (Одинцово – Лобня) и будущего Киевско-Горьковского D4 (Апрелевка – Железнодорожный). Сделать это строители и железнодорожники намерены в два этапа. Работы в рамках первого этапа уже активно ведутся: так, разобраны платформы

№ 5 и № 6, вместо которых будут сооружены новые, объединенные единым навесом. Вместо демонтированного старого неудобного пешеходного моста построят новый подземный переход. На самих платформах установят современные эскалаторы и лифты. Завершиться эти работы должны уже до конца будущего года. После этого начнется второй этап работ, а именно – модернизация платформы № 4. Для выхода к ней построят новый южный турникетный вестибюль, который свяжут с подземным переходом. Закончить строительство планируют в 2024 году. Кстати, платформам придадут исторический вид: вернут фигурные колонны, дугообразную крышу, держащие ее изящные балки и даже висячие фонари с шарообразными плафонами.
Помимо модернизации самих платформ в рамках общей реконструкции вокзала силами инвестора ведется строительство общественно-рекреационного комплекса у станции метро «Белорусская». Это здание свяжет инфраструктуру вокзала с вестибюлем станции метро. Общая площадь объекта составит порядка 22 тыс. кв. метров. В нем будет три основных входа: два со стороны площади Тверская Застава и один – Грузинского Вала. «Пешеходные зоны будут пересекаться в атриуме. В здании разместятся места для отдыха, магазины, сервисные центры, офисы, рестораны и кафе. Кроме того, посетители смогут попасть на эксплуатируемую крышу здания», – раскрыл подробности проекта вице-мэр Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. В итоге пассажирский трафик улучшится. Кроме того, строительство комплекса даст городу примерно тысячу новых рабочих мест.

Архитектурной изюминкой объекта станет легкий стеклянный витраж, который визуально объединит вестибюль и вокзал. Конструкция из стекла как бы «растворится» в тесном пространстве внутреннего двора исторического здания вокзала. По словам Андрея Бочкарёва, архитектурная концепция соответствует плавным арочным проемам метро и скругленным очертаниям Белорусского вокзала. Уже в 2023 году общественно-рекреационный комплекс планируется ввести в эксплуатацию.

Теги: #