Импортозамещение на марше

Импортозамещение на марше

Импортозамещение на марше
Импортозамещение на марше
Более 340 столичных предприятий обеспечивают градостроительную отрасль на 95%. В середине XX века столица переживала период строительного бума. Именно в это время были возведены знаменитые высотки, застраивались новые жилые кварталы. В городе работали десятки строительных комбинатов. В 1990-е годы казалось, что проще использовать продукцию не отечественных, а зарубежных производителей. Страну заполонили импортные материалы. Московские строительные комбинаты продолжали работать, но со значительно меньшей отдачей. С «приходом» в Россию беспрецедентных западных санкций столичная строительная отрасль не только не сломалась, но получила новый импульс для своего развития. 2023 год стал рекордным по введению в строй жилой и нежилой недвижимости. И этот успех обеспечил выросший на 6,2% объем производимых в Москве строительных материалов.

Мэр столицы Сергей Собянин в своем телеграм-канале отметил: «Столичные инновационные системы, конструкции и материалы позволяют ускорить темпы возведения объекта, улучшить качество постройки и упростить эксплуатацию уже готового здания. Сегодня в Москве более 340 предприятий обслуживают московские стройки». Он также подчеркнул значительную роль поддержки промышленности, оказываемой городом. Сейчас доступно больше 20 системных мер оказания помощи – от финансовых инструментов до содействия в подборе участков и их предоставления на льготных условиях. Благодаря им строительная отрасль мегаполиса сумела обрести независимость от внешнего рынка более чем на 95%.

ОТ БЕТОНА ДО ОТДЕЛКИ
Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин рассказывает: «Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что после ухода зарубежных поставщиков наша строительная отрасль почти полностью обеспечила себя базовыми материалами российского производства. Это бетон и строительные растворы, лифты, сухие строительные смеси, алюминиевые композитные панели, звукоизоляционные, теплоизоляционные, огнезащитные, гидроизоляционные, кровельные и фасадные материалы, облицовочный кирпич, стеновые блоки, железобетонные изделия, водосточные системы, строительная керамика».

Примером активно работающего предприятия можно назвать компанию FSPRO в Новой Москве, специализирующуюся на производстве современных фасадных конструкций из металла. Их продукция, разработанная и произведенная с максимальной точностью для конкретного объекта, уже преобразила ряд жилых комплексов и зданий. Сегодня фасады FSPRO украшают дома ЖК «ЗилАрт», «Новые Черемушки», «Дискавери», медицинского центра «МедСи». Покрытия FSPRO не подвержены коррозии и деформации, прекрасно переносят внешние воздействия, не горят и не наносят вреда здоровью людей, быстро монтируются и сохраняют первоначальный внешний вид.

Владимир Жидкин с гордостью отмечает, что в рекордные сроки в Новой Москве был построен уникальный технополис модульного домостроения. «Производство технополиса позволяет осуществлять полный цикл: от выпуска каркаса в сборно-монолитном исполнении до выполнения полной отделки модуля, включая обустройство фасадов и окон, с внутренней инженерией. Несколько лет назад такая технология казалась почти фантастикой, а сегодня по ней возводятся жилые комплексы», – говорит глава департамента. На заводе в Новой Москве на поток уже поставили производство многоэтажек, детских садов, поликлиник и школ. Оно напоминает автомобильный сборочный конвейер, когда детали постепенно собирают в единое целое. Все крупные блоки отливают в цехах. Там же их собирают по принципу конструктора. Таким образом, блоки для трехкомнатной квартиры удается сделать меньше чем за час, а детали многоэтажного дома собрать всего за месяц. Готовые «кубики» из цеха отвозят на стройплощадку, а рабочим остается только собрать детали по инструкции.

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ – ЗНАЧИТ, ОТЛИЧНОЕ
По результатам недавнего исследования, проведенного Минстроем, столичный мегаполис стал лидером в России по качеству городской среды. Уходит в прошлое понятие спальных районов. Сегодня и старая, и Новая Москва стремятся быть комфортными, красивыми, экологичными. Все строящиеся здания – жилые, социальные, коммерческие – перестают выполнять только утилитарную функцию и превращаются в украшение города. И, как утверждают архитекторы и девелоперы, отечественная продукция смогла в короткое время практически полностью заменить импорт по всем направлениям.

Первый вице-президент Союза московских архитекторов Алексей Комов рассказывает, что в прошлом году Союз вместе с Алюминиевой Ассоциацией выпустил специальный путеводитель по алюминиевым финишным покрытиям, чтобы помочь архитекторам и проектировщикам ориентироваться как в самих технологиях, так и в их производителях. В путеводителе на примерах отечественных образцов архитектуры демонстрируются технологические особенности продукции.

«Я думаю, что проект очень своевременный, – поделился эксперт. – Если раньше архитектор, просматривая каталоги зарубежных компаний, получал заранее «готовые решения», то сейчас у него есть возможность заказать целые линейки нужных материалов. Я по собственному опыту работы могу сказать, что содружество архитектора, технолога и производителя не просто дают новое звучание русской архитектуре. Синергия такого партнерства позволяет создавать флагманские объекты, которые надолго обеспечат кумулятивное инновационное движение вперед – а именно это делает нашу профессию локомотивом развития нашей страны».

Главный архитектор проектной мастерской ITEM Сергей Карлисон добавляет: «На рынке появились оригинальные российские материалы: к примеру, фасадная плитка, кровельная черепица, новые линейки рулонных материалов компании «Технониколь», многочисленные локально произведенные сухие смеси, строительная химия, фасадные системы, химические анкеры».
Иногда, как утверждает сооснователь архитектурного бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON) Александр Салов, новое – хорошо забытое старое. «Например, в отделке интерьеров мы применяем импортные материалы только в самых исключительных случаях.

В последнее время нам все реже приходится искать зарубежные аналоги. Многие бренды возвращаются из советских времен и обладают действительно высоким качеством. Это и сверхпрочные золь-силикатные краски, и различные реставрационные составы, восходящие по времени к архитектуре начала прошлого века. Сегодня производители возвращаются к натуральным материалам. Настоящая революция в области современной архитектуры произошла благодаря внедрению безрамного остекления, которое было использовано в том числе при оформлении нового павильона «Атом» на ВДНХ», – говорит Салов.

ПАРКИ НА ВЕКА
Ведущий архитектор архитектурного бюро Кирилла Теслера Максим Рощин, специалист по созданию рекреационных пространств, считает, что в их обустройстве важным аспектом является применение долговечных материалов, отвечающих условиям климата и эксплуатации. «Если еще пять лет назад рынок отечественных производителей не отличался широким вариативным рядом готовой продукции, то сейчас материально-техническая база значительно расширилась. Появились отечественные композитные материалы, заменившие традиционные отделочные, например, древесину. Стоит отметить, что применение композитов продлевает срок эксплуатации изделий при сопоставимом внешнем виде, издержки на содержание у полимеров в разы меньше», – отмечает Рощин.

Не только креативность и долговечность стали причиной использования современных композитных материалов, но и их стоимость. «Первоначально при обустройстве бульвара от станции метро «Сокольники» планировалось использовать немецкий клинкерный кирпич. Но цена оказалась неприемлемой. И тогда было инициировано производство отечественного клинкерного кирпича высочайшего качества при значительно более низкой себестоимости», –
отмечают в архбюро «Мегабудка».

ПОДЗЕМКА НАШЕГО ПРОИЗВОДСТВА
2023 год стал ударным по темпам и количеству строящихся и открытых линий столичного метро. В общей сложности в Москве было проведено 36 км линий метрополитена, запущено 14 станций. Такие масштабы потребовали большого количества стройматериалов и оборудования. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, при формировании списка поставщиков оборудования и материалов для строительных работ по расширению Московского метрополитена предпочтение отдается российским компаниям, которые производят эскалаторы, рельсы, стрелочные переводы, энергосиловое оборудование, лифты, детали архитектурной отделки станций. Например, реконструируемое электродепо «Владыкино» будет оснащено ультрасовременным оборудованием отечественного производства: вакуумной системой очистки, блочной подстанцией БКТП-1600кВА, вентиляционным оборудованием. Генподрядчик строительства метро – компания «Мосинжпроект» – активно развивает сотрудничество с поставщиками по всей стране. Для удобства взаимодействия создана цифровая платформа, где партнерам предоставляются online-сервисы. Это стимулирует конкуренцию и повышает качество продукции.

Преимущественно отечественные материалы сегодня используются и при архитектурной отделке новых станций метрополитена. Сооснователь архитектурного бюро Osetskaya.Salov (ARCHSLON) Татьяна Осецкая рассказывает: «В отделке станции метро «Кленовый бульвар», над которой мы работали, все материалы были отечественными. Станция стала площадкой использования всего самого-самого: своды покрыты самыми большими в метро гнутыми панелями из ячеистого алюминия российского производства, на полах уложены самые крупные гранитные плиты и самые большие скамейки-камни, выполненные из полимерного состава. Ко всем материалам было особенное внимание: как с точки зрения высочайших требований к эстетике, так и в отношении крайне жестких эксплуатационных характеристик». У рынка отечественных стройматериалов в Москве большое будущее. Выступая на днях перед депутатами Госдумы, премьер-министр РФ Михаил Мишустин констатировал: «Повышение производительности труда, наращивание несырьевого экспорта, инвестиции, поддержка МСП и импортозамещение помогут РФ войти в четверку крупнейших экономик мира».