Большая кольцевая – самая популярная линия столичной подземки

Большая кольцевая – самая популярная линия столичной подземки

Большая кольцевая – самая популярная линия столичной подземки
Большая кольцевая – самая популярная линия столичной подземки
Март для Московского метрополитена – месяц удачный. Первого числа исполнился год со дня пуска БКЛ – крупнейшего в мире подземного кольца. А впереди еще одна дата – 14 марта. В этот день отметит свой 70-летний юбилей Кольцевая. Много лет она играла главную связующую роль в столичной подземке, а теперь справедливо уступила ее более юному и перспективному Большому кольцу, равных которому нет во всем мире ни по протяженности – 70 км с 31 станцией, ни по оснащенности и художественному оформлению.

Ежедневно БКЛ пользуются 1,3 млн человек. Сегодня в это сложно поверить, но кольцевые линии не входили в первоначальные планы по строительству столичной подземки. Вместо них предполагались диаметральные с пересадками в центре города. Однако уже в 1938 году, после открытия второй очереди метро, выяснилось, что они не годятся, поскольку нагрузка на пересадочные узлы оказывалась слишком большой, и альтернативы кольцам нет.

Вот и построенная в максимально короткие сроки – всего за 10 лет – БКЛ появилась не на пустом месте. Соответствующие идеи прорабатывались еще в советские времена. Тогда планам не суждено было осуществиться, к строительству приступили лишь в 2011 году. На возведение одной станции БКЛ уходило в среднем два-три года. Учитывая масштабы и сложность работ, уложиться в столь сжатые сроки стало настоящим подвигом проектировщиков, архитекторов, инженеров и строителей. В этом мегапроекте участвовали около 20 тысяч специалистов, работы велись круглосуточно, в три смены. В пиковый период строительства БКЛ на участках ежедневно трудились более 11,5 тысячи человек, а для оптимизации трудозатрат действовала специальная система планирования и мониторинга численности персонала.

В отличие от Кольцевой большинство станций БКЛ – мелкого заложения, их строили открытым способом, в котлованах. Станций, расположенных на глубине, оказалось три: «Савёловская», «Рижская» и «Марьина Роща». Их сооружали закрытым способом.
Однако если тоннели Кольцевой линии пробивали фактически вручную, то сегодня в арсенале строителей самое современное оборудование, включая ТПМК – тоннелепроходческие механизированные комплексы. Большое кольцо прокладывали классические шестиметровые щиты и десятиметровые гиганты, предназначенные для двухпутных тоннелей.

Решение о строительстве Кольцевой было принято в 1943 году, но полномасштабные работы начались спустя шесть лет, а 14 марта 1954 года ввели в эксплуатацию третий, завершающий участок линии. Кольцо замкнулось. Длина его составила 19,4 км, а количество станций – 12. Каждая станция Кольцевой линии имеет свою художественную тему. Сегодня все станции Кольцевой по праву считаются одними из самых красивых в Московском метрополитене и являются памятниками культурного наследия.

Каждая из 31 станции БКЛ также обладает индивидуальным обликом. При строительстве одного из участков БКЛ активно применялись цифровые технологии. Созданы детальные 3D-модели станций «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». При возведении станции «Печатники» строителям помогало визуальное 4D-планирование, то есть совмещение 3D-моделей объектов с детальными графиками работ.

Торжественно открыли Большую кольцевую 1 марта 2023 года на станции «Сокольники» президент страны и мэр столицы. Первую станцию метрополитена в 1935-м – здесь же. Поэтому «Сокольники» – станция символичная, где прошлое встречается с настоящим. «Большая кольцевая сделала город ближе для всех жителей столицы. Задача была решена более чем успешно. Теперь ехать на метро стало удобнее, чем садиться за руль собственной машины или вызывать такси», –
заключил мэр Москвы Сергей Собянин.

Теги: #