ChatGPT: конструктор реальности

ChatGPT: конструктор реальности

ChatGPT: конструктор реальности
ChatGPT: конструктор реальности
Что умеет ChatGPT? Где его можно применить и как повысить его эффективность? Об этом и многом другом рассказали эксперты Центра социальных исследований и технологических инноваций (СИТИ) НИУ ВШЭ, представив результаты экспертного и социологического исследования «Опыт применения ChatGPT и инструментов на основе ИИ в российской социально-политической сфере и социальных исследованиях: ожидания, разочарования, риски и перспективы». Проект включал в себя кабинетное исследование, 11 интервью с федеральными экспертами и шесть фокус-групп.

Когда ChatGPT появился в конце 2022 года, многие заговорили о революции в гуманитарных профессиях. Технологии искусственного интеллекта сегодня прочно укоренились во всех сферах экономики и повседневной жизни. Нейросети позволили автоматизировать многие производственные процессы и значительно сократить издержки, поэтому компании, не использующие их, обречены на технологическое отставание. А сам ChatGPT, во-первых, стал мощным инструментом как для бизнеса, так и для исследователей, во-вторых, сам стал предметом для исследований. Эксперты пытаются ответить на вопрос – действительно ли чат-бот внедряется во все большее число сфер нашей жизни или стал разочарованием?

АРГУМЕНТЫ ЗА
Уже сейчас потенциал ChatGPT довольно обширный. Он поможет сгенерировать идеи продвижения, создаст план развития, напишет резюме и даст обратную связь. А также с легкостью объяснит любые понятия и концепции, поучаствует в тренировке иностранного языка, придумает креативные продукты, проведет тренинги и диагностику. У него можно даже попросить написать промт (текстовый запрос) для визуальных нейросетей, которые генерируют картинку.

Есть интересные примеры внедрения нейросетей и в социальные исследования. Один из таких – проведение онлайн-опросов при помощи чат-бота на основе ИИ. Такой бот может за короткое время опросить одновременно любое число респондентов. Существует даже автомодератор, с которым можно пообщаться. Любопытно, что за рубежом ИИ используется компаниями, а в России двигателем прогресса стало государство – муниципальные и федеральные власти. «ИИ в нашей стране начинает присутствовать в качестве полноценного участника разных социальных процессов. Например, некоторые агитационные кампании – текстовые и визуальные составляющие – разработаны с его помощью. Кроме того, Минцифры уже анонсировало в 2024 году внедрение аналогичного ChatGPT в отечественные технологии. Например, на «Госуслугах», – пояснил Ефим Фидря, заместитель директора центра «СИТИ».

ЧАТ ПОМОЖЕТ В ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОЕКТИРОВАНИИ
Если говорить о строительной сфере, то механизмы ИИ могут помочь в изучении запросов россиян по функциональному наполнению территорий и размещению объектов инфраструктуры. «Сегодня практически у каждого есть смартфон, большая часть россиян пользуется различными онлайн-сервисами. Анализ этих запросов и данных мобильных операторов позволяет с большой точностью сформировать портрет пользователя и определить, чего людям не хватает в том или ином районе», – отметил директор центра «СИТИ» Евгений Михайленко. 

По его словам, наиболее точно проанализировать эти данные можно с помощью механизмов ИИ. «Использование ИИ позволит наиболее точно понять запросы населения, основываясь на реальных потребностях и ежедневном поведении людей», –
пояснил Михайленко.

Он подчеркнул, что ChatGPT находит все большее применение в самых разных сферах. «Изучение запросов людей может быть полезно и девелоперам – большие данные целесообразно использовать при разработке проектов застройки. Таким образом, новый проект максимально точно «попадет» в аудиторию потенциальных покупателей», – добавил эксперт.
Он уточнил, что все необходимые технические возможности для проведения такого анализа в России есть, однако пока эта практика не получила широкого применения.

НЕТ ПРИЧИН ДЛЯ РАЗОЧАРОВАНИЯ
Если год с лишним назад чат-бот воспринимался как выход на следующий уровень, то сейчас восторги немного поутихли. Сегодня ChatGPT чаще воспринимается как «продвинутый поисковик», а интерес к нему снизился. Сложившейся ситуации эксперты дают несколько объяснений. Во-первых, у людей нет четкого понимания, для чего нужен чат. Даже существует стереотип, что нейросети и ИИ – это про картинки или про фейки. Во-вторых, представления о качестве ChatGPT у пользователей остаются на уровне прошлого года, хотя он и совершенствуется. Ведь большая часть использует бесплатную версию, которая заметно уступает платной. В-третьих, довольно большое количество людей пробует пользоваться сервисом и получает один ответ, который чаще всего не впечатляет. Но на самом деле необходимо потребовать от него более четкого ответа, дать ему коррективы. Исследователи уверены, что, несмотря на падение популярности, результаты и прогноз применения довольно положительный, а значит, совсем скоро интерес к ChatGPT вновь возрастет.