«Тебе не доверят строить здание, пока ты...не построишь здание»: Дарья Семенова о том, каково быть молодым архитектором - Московская перспектива
«Тебе не доверят строить здание, пока ты...не построишь здание»: Дарья Семенова о том, каково быть молодым архитектором

«Тебе не доверят строить здание, пока ты...не построишь здание»: Дарья Семенова о том, каково быть молодым архитектором

«Тебе не доверят строить здание, пока ты...не построишь здание»: Дарья Семенова о том, каково быть молодым архитектором
«Тебе не доверят строить здание, пока ты...не построишь здание»: Дарья Семенова о том, каково быть молодым архитектором
Архитектурное бюро DDDArchitects появилось всего два с половиной года назад. Однако уже удивляет москвичей своими проектами, для каждого из которых молодые архитекторы создают уникальную историю. Дарья Семенова, партнер и руководитель архитектурного отдела, уверена, что рынок всегда нуждается в новых и креативных идеях молодых специалистов. О знаковых проектах и стажировке для студентов Дарья Семенова рассказала в интервью «МП».

[МП] Дарья, каково это – быть молодым архитектором?

– Реальность такова: архитектор – это такая профессия, в которой опыт играет накопительную и статусную роль. Поэтому, наверное, молодым архитектором быть тяжелее всего.

Как говорил Бьярке Ингельс, датский архитектор, тебе не доверят строить здание, пока ты не построишь здание. Это такой замкнутый круг. Получается, что молодым меньше доверяют, но тем не менее у них самые свежие идеи. Происходит такой диссонанс: у молодых есть своя специфика, своя ниша на рынке и наиболее свежие решения, но они всегда борются со стеной между ними и заказчиком.

[МП] Какими навыками и знаниями должен обладать хороший архитектор?

– У каждого архитектора своя роль и свои важные качества, которые он привносит в проекты. Например, кто-то идеально чертит и придумывает, кто-то хорошо работает с материалами и знает отличных производителей, а кто-то видит форму. Как мне кажется, не существует архитектора, который все это хорошо умеет.

Когда у меня появилась своя команда, я поняла, что в будущем хотела бы руководить бюро. Я почувствовала, как это здорово, когда ты видишь сильные стороны разных архитекторов и понимаешь, как их комбинировать и в какой последовательности. По итогу каждый в определенный момент проекта играет в нем ключевую роль.

В целом архитектор должен просто любить то, что делает, и найти дело по душе.

[МП] Вы стали финалистами конкурса на разработку облика станции «Загорье», и для вас жюри сделало спецупоминание. В чем заключалась концепция этого проекта? Сколько времени ушло на его разработку? Какие-то идеи из проекта использовали в дальнейшем?

– «Загорье» – это один из любимейших наших проектов. Мы им очень гордимся. Одна из его особенностей заключалась в разработке комплексного облика станции метро: от входных павильонов до зала. Это набор разных помещений, а также экстерьер. Основой концепции станции «Загорье» стали соседние парки, в том числе «Коломенское». Поскольку район зеленый, мы взяли образ русской березовой рощи, довольно каноничный и для искусства.

В основу легли разные паттерны и цвета, которые создают ощущение березняка. Входные павильоны представили как металлические боксы с колоннами, расставленными в хаотичном порядке. На самих станциях в оформлении мы использовали анодированный алюминий с эффектом хамелеона: получился зеленый тон с многоцветным переливом от красноватого до изумрудного. Такая игра напоминает крону деревьев. Также мы взяли светильники с перфорацией, которые дают блики в освещении, напоминая солнечный свет, проглядывающий через листву.

Это достаточно образный и нетиповой для нас проект. Обычно у нас более обезличенные концепции, не имеющие ярких природных прообразов. Это был эксперимент, который остался изюминкой в нашем творчестве.

[МП] Вы набираете студентов на стажировку. Чем они занимаются в вашем бюро? Предоставляет ли Москомархитектура какие-то бонусы для компаний, дающих возможность стажироваться?

– Да, набираем. Стажеры полноценно участвуют во многих проектах, конечно, если это не имиджевые и очень серьезные вещи. Но мы все равно стараемся распределять силы так, чтобы можно было заинтересовать чем-то студента, а не просто давать ему чертежную работу. Также мы ищем именно креативные кадры, поскольку проекты связаны с придумыванием концепций.

А пиар Москомархитектуры всегда очень помогает нам в поиске. Это хороший бонус – все-таки на рынке существует кадровый голод. У студентов и молодых специалистов хоть и нет предметного опыта, но зачастую есть опыт креативный и какие-то навыки работы с техническими программами. Это также способствует прогрессу в работе.

[МП] Где вы сами стажировались? Была ли возможность совмещать стажировку и учебу?

– Я делала для себя небольшие проекты параллельно с институтом. Но решила сначала учиться, а потом уже работать.

[МП] На выставке АРХ МОСКВА в прошлом году вы представили проект небоскреба рядом с Кремлем. Почему решили его построить именно там?

– Это также знаковый для нас проект. На него была неоднозначная реакция: кто-то посчитал, что мы нарушаем облик центра Москвы, а кто-то приходил с запросом сделать такой же.

Его основная суть – острая сатира на происходящее на рынке девелопмента и архитектуры. Сейчас большая часть оригинальных решений приходится на долю элитной недвижимости. У клубных домов, заполняющих рынок, есть ряд штампов.
Поэтому мы решили сделать самый элитный и дорогой проект с использованием всех этих клише.

Например, одно из них – местоположение: застройщики всегда пишут, сколько минут от жилого комплекса до Кремля. Зачем эта информация покупателю? Однако почему-то этим измеряется элитность. Вот так и родилась идея создать ЖК в 100 метрах от Кремля.

Почему небоскреб? Все девелоперы всегда хотят продать как можно больше жилья. Поэтому это должен был быть самый высокий проект в пределах разумного. И так он стал небоскребом. А раз он «самый» во всех смыслах, значит, он должен быть и самым дорогим. Поэтому мы его сделали золотым.

[МП] Какой бы совет вы дали начинающим архитекторам?

– Архитектура – это сложный механизм, в котором задействовано много специалистов. Ты можешь заниматься дизайном стендов выставок, а можешь проектировать гигантские небоскребы. Или уйти в консалтинг и работать с большими данными.

В архитектуре очень много всего интересного, поэтому важно попробовать себя во всех сферах. Для этого можно участвовать в воркшопах или работать в разных бюро. Все это мне помогло найти свой путь в профессии.