Декор Москвы способствует созданию праздничного настроения

Декор Москвы способствует созданию праздничного настроения

Декор Москвы способствует созданию праздничного настроения
Декор Москвы способствует созданию праздничного настроения
«Стараемся, создаем настроение!» – говорил, показывая гостям новогоднее убранство клуба, герой Игоря Ильинского в фильме «Карнавальная ночь». И был прав, между прочим: даже харизма великих актеров не «вытянула» бы праздничную атмосферу без тонн серпантина, конфетти, без тысячи лампочек и маскарадных костюмов. А разве дух праздника, ожидания чуда – не то, ради чего мы вообще отмечаем Новый год?

В календаре наших северных широт Новый год, а с ним и Рождество со Святками – первое светлое во всех смыслах событие после зимнего солнцеворота. Миновало два самых темных и мрачных месяца в году, пора бы вернуть себе позитивный настрой. В принципе, с этой задачей отлично справлялось и Рождество. Но Петр Великий, как известно, решил усилить ряд святочных праздников еще и Новым годом. И даже достаточно подробно описал, как этот новый праздник отмечать.

«По большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед вороты, учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны в Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить», – говорится в том самом «новогоднем» указе Петра от конца 1699 года. Там же называется и срок праздничных украшений: с 1 по 7 января.

Помимо новогодних деревьев, украшенных игрушками, практически сразу установилась и другая традиция – «огненных потех». На улицах уже в 1700 году жгли костры, а на Красной площади были фейерверки – «огненные потехи и стрельба».

То, что в темное время года праздник должен обязательно быть с иллюминацией, придумали вовсе не нынешние скандинавы с их понятием хюгге - наши предки это тоже прекрасно понимали. Поэтому иллюминация на Святки (в которые входил и Новый год) была. Только, конечно, не электрическая (которая пришла к нам лишь на коронации двух последних императоров в 1880–1890-х годах), а при помощи так называемых плошек – резервуаров с салом, снабженных фитилями. По самым большим праздникам плошками «выкладывали» и фасады крупных зданий – дворцов, колоколен. Для глаза, не знавшего еще электрического освещения, получалось ярко и красиво.

Интересно, что роль центральных и городских властей в праздничном украшении города в царские времена сводилась в основном к предписаниям: плошки, новогодние елки и их убранство были почетной обязанностью обеспеченных горожан, то есть домовладельцев и церковных старост. Как и расчистка снега: именно к Рождеству и Святкам старались привести улицы в минимально проезжий после декабрьских снегопадов вид.

Иногда эти украшения (а елки были исключительно живыми, игрушки же – часто ватными и в любом случае горючими) становились причиной пожаров: где свечи или плошки, а рядом смолистое дерево и вата, там – жди беды.

Эти традиции могли бы эволюционно трансформироваться так, как и на Западе, где Рождество за первую половину ХХ века обросло коммерциализированными традициями. Но у нас, как известно, в прошлом столетии был совершенно особый путь. Праздновать Новый год в конце 1920-х годов запретили в публичном пространстве как атрибут «старого режима», лишь в 1936 году он вернулся в календарь. Итак, непрерывная преемственность новогоднего оформления Москвы идет именно с конца 1930-х годов. Поначалу крупных уличных иллюминаций и особого оформления в Москве не было – обходились флажками и праздничными витринами. А вот в послевоенные годы, когда уже на 800-летие Москвы появились грандиозные иллюминации, модифицировалось и новогоднее украшение. Оно стало централизованным – к праздникам столицу готовили организация «Мос-
гороформление» и фабрика «Газосвет», отвечавшая, что понятно из названия, за световые эффекты и иллюминацию.

Стандарт 1950-х годов с некоторыми модификациями держался около тридцати лет – до конца советской эпохи. Большие елки на главных площадях города и районного масштаба поменьше украшались гирляндами из выкрашенных в разные цвета электролампочек. Аналогичные гирлянды могли натягивать и между осветительными проводами, параллельно перетяжкам из цветных флажков. Помните первые кадры «Иронии судьбы» с новогодней ярмаркой? Кстати, праздничные рождественские, а потом и новогодние ярмарки – это тоже наша древняя традиция, такие базарчики проводили не только в советские, но и в глубоко царские времена – а как иначе закупаться подарками и напитываться праздничным настроением?

Нынешняя эпоха принесла с собой технологичность: новогоднее оформление сейчас модульное, а иллюминации светодиодные, что дает и яркость, и энергоэффективность. А вот бережливый подход – основные конструкции работают по многу лет – был характерен для московского оформления всегда. Пожалуй, это соответствует самой идее праздника: ведь Новый год – не только про чудо, но и про постоянное обновление. И многоразовые лаконичные конструкции означают, что будет и следующий год, а за ним еще и еще.