Детские архитектурные студии открывают дорогу в профессию архитектора и художника

Детские архитектурные студии открывают дорогу в профессию архитектора и художника

Детские архитектурные студии открывают дорогу в профессию архитектора и художника
Детские архитектурные студии открывают дорогу в профессию архитектора и художника
В 2010 году несколько членов Союза московских архитекторов открыли детскую творческую студию – ДТС СМА. В ней под руководством арт-директора Алисы Пастернак занимаются дети от 4,5 до 16 лет. Мастера – архитекторы-практики, влюбленные в свою профессию.

Первыми студийцами стали дети из семей московских архитекторов. Идея состояла в том, чтобы передать знания от родителей детям. Организаторы были уверены, что творчество развивает в детях и подростках воображение, креативность, любовь к родному городу, дает простор для самовыражения. Одна из основных задач студии – развить в детях фантазию, помочь ее воплотить в реальный проект и показать, что любая, даже, казалось бы, самая несбыточная мечта может стать реальностью. И хотя с 2010 года студия сильно разрослась, подход к работе с детьми не поменялся.

Алиса Пастернак вспоминает: «Сначала была очень семейная история с детьми из архитектурных династий. В первый год было четыре студийца, во второй – уже 20, а дальше сработало сарафанное радио. К нам начали приходить школьные друзья наших студийцев, мы стали заниматься сайтом, продвижением в соцсетях, к нам в качестве мастеров присоединились коллеги-архитекторы, с которыми я училась в МАрхИ. Они тоже приводили в студию своих детей. Мы расширялись, и сейчас в каждой группе раз в неделю занимается уже около 20 человек. Желающих так много, что каждый сентябрь мы проводим отборочные туры. В этом году были открыты три дополнительные творческие мастерские, но места всем все равно не хватило». У мастеров нет цели вырастить именно будущих архитекторов. Среди тех, кто занимается сегодня в студии, много учеников из математических школ. Не все они обладают художественными способностями, зато имеют объемно-пространственное, креативное мышление. И тем не менее многие дети, которые пришли в студию 10 лет назад совсем маленькими, четырехлетними, сегодня серьезно готовятся к поступлению в МАрхИ, Строгановку, архитектурную школу МАРШ, дизайнерский факультет ВШЭ.

Окна как способ разбудить воображение
В студии разработана оригинальная концепция создания интерьера комнаты с помощью самых обычных картонных коробочек. Привычная тара превращается в руках детей в сказочные помещения, в которых живут Деды Морозы, популярные герои мультиков, любимые животные. Собранные воедино, такие коробочки превращаются в самые разнообразные инсталляции и создают совершенно фантастический, сказочный мир, который может придумать только юное воображение. Знакомство с интерьером каждой коробочки создает иллюзию взгляда во внутреннее пространство комнаты через окно. Алиса Пастернак рассказывает об этом методе: «Мотив окна – это один из излюбленных сюжетов в искусстве. Окно в искусстве и в массовом восприятии тесно связано со свободой или освобождением. Окно – это возможность впустить прохладный свежий воздух, возможность побега для тех, кто не может покинуть помещение через дверь, ностальгия, выход к новым возможностям. Но все это, конечно, лишь беглый очерк о тех смыслах, которыми мы наделяем окна в живописи, искусстве и повседневной жизни. Символическое использование окна неисчерпаемо. Ведь окно является не только архитектурным элементом фасада – это граница, разделяющая пространства мира и человеческой души. Нам с детства любопытно подсмотреть в светящемся окне, мимо которого мы проходим, кто и как там живет». Тема окна легла в основу состоявшейся в прошлом году в галерее «Парк» выставки студийных работ «Окна». На экспозиции, состоящей из 433 картонных коробок-интерьеров, были представлены макеты мини-миров.

Работы используются в реальных проектах
Детям очень важно видеть реальный результат своей работы. И эту возможность студия дает в полной мере. Все задания, которые выполняются студийцами, конкретны и практичны. В преддверии прошлогодних зимних праздников юные архитекторы и мастера студии ДТС СМА украсили витрины площадки Москонцерта на Пушечной, 4.
В самом центре столицы вырос новый живописный город: сложный, многослойный, неповторимый! Здесь были знаковые здания Москвы, авторские снежинки, скульптуры, автомобили, фонари, поэты, писатели, герои мультфильмов и простые горожане.

Архстудии развивают умение работать в команде
Занятия в студии становятся для детей неотъемлемой и любимой частью их жизни. Они готовы заниматься не только положенные по регламенту два часа, а по принципу «Занятые любимом делом часов не наблюдают». Кроме непосредственного реально творческого процесса, ребята в студии получают важные теоретические знания: изучают историю архитектуры, творчество отдельных выдающихся мастеров, основные архитектурные стили и техники. Еще один важный навык, который ДТС СМА воспитывает в детях, – умение работать в команде. Для демонстрации ценности командной работы студия организовала грандиозную выставку работ. Мастера студии уверены: как целостный образ города складывается из отдельных зданий, так и в творчестве важна и любима каждая деталь – здание, фонарь, персонаж, снежинка... Сила общей работы – в каждом отдельном элементе, причудливо вставшем рядом друг с другом и сотворившем визуальную полифонию.