Девушки с характером

Девушки с характером

Девушки с характером
Девушки с характером
Накануне 8 Марта корреспондент «Московской перспективы» поговорил с представительницами прекрасного пола, которые отважились сломать все существующие стереотипы и добились успеха в отрасли, в большей степени считающейся мужской.

СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ
Трудовая биография Ларисы Пепко началась в 1998 году и совпала с реализацией крупных инфраструктурных проектов в нашей стране. Сейчас она с улыбкой вспоминает: «Свою будущую профессию маркшейдера я выбирала, не особо понимая ее сути. Мне сказали, что это самая математическая специальность на горном факультете. И она меня не разочаровала», – рассказывает Лариса. Но иногда интуитивные решения оказываются самыми верными. Она работала и на строительстве олимпийских объектов в Сочи, и на возведении станций метро в Москве. 

«Я на собственном опыте убедилась, что профессия маркшейдера в современных экономических реалиях является весьма востребованной. Сегодня это специалист, осуществляющий контроль всех этапов строительства в соответствии с требованиями проектов, СНиП и правил техники безопасности. Профессия требует высокой внимательности, так как ошибки маркшейдера могут привести к большим убыткам, а порой и к трагическим последствиям. К тому же, чтобы быть в тренде, необходимо постоянно совершенствоваться – работать с различным программным обеспечением и современным геодезическим оборудованием, уметь анализировать нестандартные ситуации, обладать хорошими математическими знаниями, владеть различными методиками измерений и вычислений для производства работ, знать нормативную документацию», – рассказывает Лариса.

Свою высокую категорию специалиста среди геодезистов она подтвердила на соревнованиях, проходивших в рамках конкурса «Московские мастера- 2019», где заняла второе место и была единственной женщиной, дошедшей до финала. Однако Лариса натура деятельная, поэтому пару лет назад решила попробовать себя в новой ипостаси – перешла на работу в архитектурное бюро на должность проектировщика-генпланиста.

«Дело в том, что высокая квалификация маркшейдера позволяет трудиться не только по своей специальности. Существует возможность работать геодезистом в проектных, строительных, научных, учебных организациях и на исследовательских предприятиях. И я, имея соответствующее образование и большой опыт работы маркшейдером на различных объектах, успешно переквалифицировалась в проектировщика-генпланиста, что тоже позитивно повлияло на мой профессионализм и понимание процессов строительства», – отмечает Лариса Пепко.

ГЛАВНАЯ ВЫСОТА
Машинист крана СМУ-12 АО «Мосметрострой» Наталия Стародворцева полвека трудится на строительстве метро. Рабочих площадок за это время сменила немало. А самой первой, на которую она пришла в 21 год, стала «Тургеневская»
Калужско-Рижской линии. Станцию как раз готовили к сдаче. Наталия Ивановна вспоминает, что сначала прошла обучение в техшколе, окончив полугодовые курсы, обучившись на машиниста подъема. Этот механизм опускает и поднимает людей и породу из шахты. Было непросто, но девушка быстро вошла в курс дела.

Из самых сложных Стародворцева назвала станцию «Петровско-Разумовская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Приходилось усиленно работать в ночные смены, когда породы выдавали по 250 вагонов. Затем Наталия Ивановна переквалифицировалась в крановщицу. «Куда кран, туда и я», – смеется она. Этому делу женщина посвятила три десятка лет. О своих «железных» напарниках она рассказывает как о живых существах. «Загружаем и разгружаем машины со стройматериалами. Есть длинные трубы, по 12 метров, арматура, тюбинги... Тяжелый груз ощущаем мы вместе – я и кран. Чувствую, как он напрягается, чтобы перетащить тяжелую деталь.

Впрочем, справляемся с любой работой. Когда всю жизнь на стройке, приспосабливаешься к самым разным весам и производственным условиям», – рассказывает Наталия Ивановна. А условия эти назвать комфортными сложно. Летом в кабине жарко, поскольку она металлическая и быстро нагревается. «Приходится ставить маленький вентилятор, а зимой, наоборот, в кабине работают печки. Плюс спасают телогреечка и валенки, так что пока не мерзнем», – говорит Наталия Ивановна. Правда, тут она немного лукавит: валенкам она все-таки предпочитает другую обувь. Признается, что в сапогах удобнее нажимать на педали.

Их две: тормоз стрелы и сигнал. «И все же работать приходится в основном руками – переключать рычаги: с одной стороны на подъем груза и на передвижение крана, а с другой – на поворот и на вылет стрелы, – поясняет она. – Важно еще и по сторонам смотреть: куда перемещать стрелу, что там перед краном на рельсах, нет ли поблизости людей». В семье она не единственная, кто трудится на стройке, можно говорить о настоящей династии: муж тоже строитель, по стопам родителей пошел и сын Стародворцевых. А в «Мосметрострое» трудилась свекровь Наталии Ивановны.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
В 2022 году Алия Серикбаева заняла второе место на конкурсе «Московские мастера» по профессии «специалист по охране труда». «Я горжусь тем, что мне повезло принять участие в соревнованиях такого уровня», – говорит Серикбаева, ведущий специалист отдела производственной безопасности АО «Мосинжпроект». После школы Алия поступила в Санкт-Петербургский горный университет, окончив который, стала инженером по подземной разработке пластовых месторождений. «Но так случилось, что меня позвали на работу в сферу охраны труда и промышленной безопасности. Я решила попробовать. Тем более что этому способствовало мое образование», – говорит девушка. На сегодняшний день ее стаж почти пять лет. «На первых порах было очень сложно. Но я втянулась и поняла, что это именно то, чем хочу заниматься», – признается Алия. В сферу строительства, по словам Алии, она окунулась полтора года назад, когда переехала в Москву и поступила на работу в «Мосинжпроект»: «За время работы в «Мосинжпроекте» я приобрела богатый опыт.

В строительстве все процессы непрерывно совершенствуются. Видов работ в этой отрасли немало, большинство связаны с повышенной опасностью. Поэтому знания приходится непрерывно развивать. Что же касается участия в конкурсе «Московские мастера», здесь я сильно волновалась, поскольку все было впервые». Сам конкурс проходил в два этапа. На старте шла проверка теоретической подготовки. Участники, получившие высший балл, выходили в финал, где их поджидали три испытания. «Сначала мы должны были подтвердить знания законодательства по вопросам охраны труда. Затем демонстрировали практические навыки с помощью манекенов, имитирующих несчастные случаи на производстве. У каждого конкурсанта было по две минуты, чтобы зафиксировать порядок действий в предлагаемой ситуации. Финальное испытание прошло в формате онлайн-опроса, где мы, имея ограниченное время, отвечали на профильные вопросы. Я, конечно же, не ожидала, что займу второе место среди 50 хорошо подготовленных конкурентов», – признается Алия.

Теги: #