ESG – ценность и выгода

Екатерина Витальевна, объясните, пожалуйста, чем принципы ESG отличаются от «зеленой» повестки или «зеленого» перехода на возобновляемые источники энергии?
– Экология и «зеленая» повестка являются лишь частью устойчивого развития. Понятие ESG намного шире. В теоретической плоскости оно представляет собой совокупность характеристик и принципов управления компанией, при котором отмечается вовлечение данной компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем.
К тому же в 2015 году ООН установила 17 целей устойчивого развития, которые являются своеобразным призывом к действию по устранению бедности, неравенства, обеспечению доступа к медицине, образования, бережному отношению к окружающей среде и т.д. В практической плоскости целесообразно применение ESG как актуальной системы управления рисками. В этом смысле она принимает «приземленный» характер. Поэтому многие компании начинают следовать повестке ESG, разрабатывают стратегию трансформации своего бизнеса, своих продуктов. Наиболее успешные компании переносят стратегию и принципы устойчивого развития на весь цикл создания своего конечного продукта.
Три слагаемых успеха
Как же девелоперам следовать ESG-принципам?
– Основой для разработки критериев устойчивого развития в нашей стране служит таксономия, разработанная ВЭБ.РФ и утвержденная постановлением правительства № 1587. В части строительства туда входят три типа деятельности. Во-первых, это строительство «зеленых» зданий и сооружений, во-вторых, реализация проектов, направленных на повышение энергоэффективности и теплоэффективности действующих сооружений. При этом оно включает эффективное теплоснабжение и кондиционирование, строительство озеленяемых и эксплуатируемых крыш зданий и сооружений, благоустройство зданий с помощью декоративных растений, эффективные системы освещения, в том числе и уличного, а также эффективные системы водоснабжения. В-третьих, строительство общественных пространств – территорий, свободных от транспорта и предназначенных для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга и свободного доступа к объектам общественного назначения.
Таксономия ВЭБа создает направления или рекомендации к действию, что способствует разработке конкретных и детальных методологий отнесения деятельности строителей к устойчивому развитию.
Какие инструменты существуют в нашей стране, чтобы оценить успешность организации в реализации повестки устойчивого развития?
– В мире накоплен большой опыт сертифицирования зданий по стандартам LEED, BREEAM, Well. Необходимо «приземлить» их методологию на российскую землю и добавить социальные и управленческие факторы. Это, в свою очередь, послужит фундаментом для создания национального рейтинга. В России силами ДОМ.РФ готовится своя система сертификаций. Также существует реестр «зеленых» домов, который ведет корпорация ДОМ.РФ.
Получение ESG-рейтинга в сфере строительства – это очень глубокая работа по всесторонней оценке компании по таким параметрам, как выбросы загрязняющих веществ, работа с отходами, экологическая политика, система очистки сточных вод, корпоративная стратегия социальной ответственности, система премирования, медицинские услуги для сотрудников, уровень заработной платы относительно средней по отрасли, пенсионные программы для сотрудников, коэффициент несчастных случаев с потерей рабочего времени, подходы к стратегическому планированию и многие другие.
Полноценная программа
В чем заключаются преимущества для компании в следовании ESG-принципам?
– Приверженность принципам устойчивого развития не является модным хайпом или тенденцией по удовлетворению требований международных инвесторов. Это полноценная программа, которая служит основой для трансформации компании в сторону устойчивости за счет всестороннего учета и снижения рисков и издержек, она повышает капитализацию компании, помогает стать более интересной для инвесторов и кредиторов. Следование принципам ESG является прямым подтверждением добросовестности в делах. Очень внимательно к таким ценностям относится молодое поколение потребителей.
Рейтинг ESG от «Эксперта РА» показал, что такие компании более устойчивы к кризисам, в том числе и потому, что у них незначительная текучка кадров за счет более внимательного с точки зрения условий труда и разностороннего развития отношения к сотрудникам. Ввиду более скрупулезного и детального подхода к прогнозированию своей деятельности возникновение тех или иных рисков для компаний, учитывающих ESG-принципы, не становится сюрпризом. Также к таким компаниям меньше претензий от контролирующих служб. Именно поэтому финансовые институты имеют возможность предлагать таким организациям специальные финансовые продукты, учитывающие оценку дополнительных рисков (таких как климатические, переходные и другие), но, в свою очередь, сокращать акцент на социальных и корпоративных рисках (текучка и недостаточная квалификация кадров, управленческие риски и другие). За счет этого такие финансовые продукты становятся выгоднее для их потребителей. Такие продукты включают «зеленые» кредиты, «зеленые» облигации, КПЭ-кредиты, социальные облигации, «зеленую» ипотеку и «белые» облигации.
Девелоперы, соответствующие критериям проектов устойчивого развития и имеющие ESG-рейтинги, получают более привлекательные условия по кредиту. А покупатели квартир в специально сертифицированных зданиях – выгодное предложение по ипотеке. Такие инструменты уже доступны на нашем рынке. Кстати, первые «зеленые» облигации уже были размещены одним из столичных девелоперов. Сумма облигаций составила 500 млн руб., а их выпуск был направлен на модернизацию торговых и многофункциональных центров, внедрение энергосберегающих и «зеленых» технологий в рамках инвестиционной «Программы РЕ». Мы уверены, что строительный комплекс, играя ключевую роль в экономике, займет лидирующую позицию в продвижении повестки устойчивого развития в нашей стране.
Новое открытие Арктики
И в заключение вопрос немного из другой оперы: почему ваш фонд называется «Эффект мамонта» и есть ли здесь какая-то связь с устойчивым развитием?
– Фонд сохранения и поддержки природного и культурного наследия «Эффект мамонта» объединяет ученых, исследователей, путешественников и представителей творческой сферы. На протяжении 10 лет команда фонда отправляется в экспедиции в самые отдаленные арктические регионы. За плечами у нас пять научных открытий, исследования двух стоянок древнего человека, более 15 экспонатов останков мегафауны. За это время мы поняли, что устойчивое развитие арктических регионов – залог благополучия не только нашей страны, но и всей планеты. И сегодня в сферу наших интересов входят совершенно разные проекты, но все они базируются на принципах устойчивого развития. В частности, мы реализуем проекты, связанные с развитием возобновляемых источников энергии, с сохранением и восстановлением лесов. Занимаемся организацией мероприятий, направленных на адаптацию к последствиям изменения климата и формирующих экологическую культуру.
Интересным направлением деятельности фонда является проект «Геопарки России», основными целями которого являются сохранение геологического наследия планеты, реализация планов устойчивого развития региона через туризм, инфраструктурные и инновационные проекты, в том числе позволяющие создавать новые рабочие места. Также мы активно участвуем в разработке концепции Всемирного центра мамонта, который создают в Якутии. Мы уже начали предпринимать попытки исследования и клонирования ДНК мамонта. Эту работу планируется проводить в рамках соглашения между фондом «Эффект мамонта», резидентом «Сколково» компанией Artembryogen Engineering, Российской академией наук и Академией наук Республики Саха (Якутия). Считаю этот проект одним из самых амбициозных проектов нашего фонда.