Генплан 1935: как это было

Генплан 1935: как это было

Генплан 1935: как это было
Генплан 1935: как это было
В 1938 году началась частичная реализация Генплана 1935. Доминантой города должен был стать Дворец Советов – гигантское здание, построенное на месте снесенного храма Христа Спасителя. Дворец задумывался как символ могущества новой республики и должен был стать самым высоким зданием в мире. Только длина указательного пальца Ленина, изваяние которого предполагалось водрузить на вершину здания, должна была быть четыре метра. Извилистые улочки центра не вписывались в новую концепцию. Начать прокладывать широкие проспекты решено было с Тверской.

Кремль тогда окружала паутина улочек с уютными невысокими домами. О траектории улиц говорит само название – Кривоколенный, Кривоарбатский переулки. Привычная нам сейчас Тверская за неровный рельеф в народе называлась «змейкой». Конечно, это вкупе с двух-трехэтажными домами, первые этажи которых любили прикрывать популярными тогда «маркизами», диссонировало с общей идеей Генплана. Предполагалось, что от Дворца Советов будут расходиться широкие и прямые проспекты с современными домами из стекла и бетона. Среди историков ходит такая байка, что, обсуждая Генплан 1935, Сталин собственноручно на карте города нарисовал по линейке две красные линии, согласно которым и надо было расширить улицу.

МУЛЯ, НЕ НЕРВИРУЙ МЕНЯ
Разлетевшейся в народе фразе героини Фаины Раневской «Муля, не нервируй меня» из фильма «Подкидыш» мы, как ни странно, обязаны также Генплану 1935. Это был гениальный пиар-ход – снять добрую комедию в декорациях новой Москвы. Камера показывает свежие, «с иголочки» дома, широкую Тверскую, на которой совсем не тесно двухэтажным троллейбусам, простор Манежной площади – все это появилось в столице буквально за полгода до съемок. А сцена со всенародно любимой фразой снимается на фоне новых домов в начале Тверской, где еще совсем недавно стояло подворье Саввино-Сторожевского монастыря. Оно и сейчас есть в Москве, но на новом месте. Подворье передвинули в ходе реконструкции, как и еще несколько домов. Комплекс этот знаменит тем, что стал самым тяжелым из перемещенных в мире – построенное в 1907 году здание весит 22,5 тыс. тонн. Его передвинули на 50 метров за три дня.

ПЕРВЫЕ ПЕРЕДВИЖНИКИ
Перемещением зданий в Москве занимался Трест по передвижке и разборке зданий. Его главным инженером был Эммануил Гендель. До расширения Тверской переместили дома на Садовнической улице у Краснохолмского моста и дом на улице Серафимовича, напротив Дома на набережной. Оба здания мешали расширению мостов – их требовалось построить по эстакадному принципу так, чтобы машины одновременно могли двигаться и по мосту, и вдоль набережной под мостом. Дома, особенно тот, что у Краснохолмского моста, были плотно заселены. В случае сноса без крова остались бы сотни семей. Плюс это были новые постройки – их возвели в конце двадцатых, они не простояли и десяти лет. И сносить их было нерационально, решили перемещать. Дом на Серафимовича стал потом героем стихотворения Агнии Барто «Дом переехал».
В честь масштабной передвижки 30-х годов кроме фильма «Подкидыш», одним из сценаристов которого стала та же Агния Барто, в 1938 году был еще снят и фильм «Новая Москва».

И МЭРИЯ ТОЖЕ
Кроме переезда Подворья Саввино-Сторожевского монастыря до войны на Тверской было еще несколько знаковых передвижек. Так в 1939 году на 14 метров передвинули здание Моссовета, теперь там располагается мэрия Москвы. На момент перемещения зданию было более 150 лет, оно имело статус исторического памятника. С учетом возраста дом пришлось усиленно укреплять. Но по факту это была самая быстрая передвижка – здание весом более 20 тысяч тонн переместили всего за 41 минуту.
А самым сложным стало перемещение в 1940 году в Мамоновский переулок глазной больницы. Здание сперва развернули на 97 градусов, чтобы после переезда его фасад смотрел в Мамоновский переулок. Передвигали не по прямой, а наискосок, на 20 метров. И по факту здание не только переехало, но и «подпрыгнуло» на один этаж. При этом все это время больница продолжала функционировать – чтобы попасть на прием, пациенты поднимались по деревянному помосту.

На время войны эти интересные и уникальные эксперименты приостановили. Со смертью Сталина отказались и от принципа архитектурной гигантомании, большинство предложенных по Генплану 1935 проектов так и остались «бумажной архитектурой». А значит, отпала и необходимость в массовой передвижке зданий. К этому методу вернулись в 1979 году, когда на Пушкинской площади появился бетонный короб «Известий». Вид на него перекрывала типография Сытина. И здание переместили. Оно сдвинулось на 33 метра к углу Настасьинского переулка.