Ищите женщину

Ищите женщину

Ищите женщину
Ищите женщину
Яркий архитектурный облик Большого кольца сформировался в том числе и за счет нестандартных отделочных материалов. Например, в оформлении «Новаторской» впервые использовали искусственный камень – кварцевый агломерат и стекло. «МП» пообщалась с командой, колдовавшей над этой инновационной красотой, и ее главным архитектором Татьяной Давыдовой из группы компаний «Моспроект-3». В истории БКЛ это единственная женщина, возглавляющая группу архитекторов, который проектирует сразу две одноименные станции: кольцевую и радиальную.

Татьяна Владимировна, это правда, что когда ваша команда приступила к работе, еще не было понимания того, где конкретно будет находиться станция?
– Да, тогда шла трассировка, говорили о третьем пересадочном контуре, звучали предложения вместо кольца строить хорды между существующими линиями. К моменту, когда начали проектирование, мы знали только, что это будет пересадочная станция с очень большой пропускной способностью – до 50 тысяч человек в час пик. Было очень волнительно: и от масштабов работы, и от новизны задач.

А когда пришли уточняющие данные, стало проще?
– Стало еще интереснее: суммарно на кольцевой и радиальной «Новаторских» предстояло запроектировать 13 лент эскалаторов,
10 из них – пересадочные. Такого еще не было. В итоге получилась необычная система пересадок: на станцию «Новаторская» Троицкой линии поток идет через шесть лент эскалаторов из центра зала «Новаторской» БКЛ. А в обратном направлении люди переходят через другие четыре эскалаторные ленты, получается закольцованность. Также разделили вход и выход, это разбивает полноводную реку пассажиров на ручейки, что позволяет избежать давки.

Кроме эскалаторов «Новаторскую» отличает и необычное расположение лифта.
– Да, станция расположена под дорожным полотном улицы Новаторов. В связи с этим лифтовый холл и наземный павильон лифта пришлось расположить за «телом» станции.
В результате в вестибюле появились автономный выход, оснащенный реверсивным турникетом на вход и выход, и дополнительное досмотровое оборудование.

Архитекторы, работающие в метро, отмечают, что ни одна станция не обходится без неожиданных и вынужденных решений, принятых прямо на объекте. У вас такое было?
– Да. Мы вынужденно выгородили светопрозрачными витражными конструкциями пересадочный холл. Это решение было компромиссом: нашей команде очень не хотелось портить вид станции противодымными шторами, которые требовалось установить по правилам техники пожарной безопасности.
И получилось очень неплохо. Мы называем это «случайной находкой».

«Новаторская» имеет яркое цветовое решение – ее потолок оформлен в «огненных» тонах. Вы довольны достигнутым результатом?
– Конечно. Но я всегда делаю акцент на том, что каждая станция отличается и непростой поддерживающей инфраструктурой. На платформе пассажир видит около 10 процентов от всего массива станции. Даже самую маленькую платформу окружает не менее 100 технических и служебных помещений. А на станциях типа «Новаторской» таких пространств порядка 150.
Узел в итоге получился гигантским. Кроме технических помещений, которые обеспечивают бесперебойную работу и комфортную обстановку для пассажиров, каждую станцию обслуживает более 20 служб метрополитена. Работу только одного эскалатора поддерживает примерно 25 человек. Сотрудники этих служб должны где-то переодеваться, иметь мастерские и складские помещения. Все это, когда строительство идет по плотной городской ткани, довольно сложно спроектировать.

Из технической инфраструктуры пассажир видит вентиляционные киоски. И довольно часто критикует их внешний вид.
– С одной стороны, я пассажиров понимаю. Венткиоскам архитекторы уделяют гораздо меньше внимания, чем хотелось бы. Наша команда, например, с удовольствием поработала над таким киоском на другом объекте – на станции «Зюзино». Там венткиоск настолько близко у выхода и у всех на виду, что наши архитекторы превратили его в арт-объект: облицевали фасад панелями-хамелеонами. Сооружение быстро прозвали «кукурузой» –
за схожую с початком форму. Даже такие условно «простые» элементы вентиляционной системы, как киоски, представляют собой сложное «индустриальное лего»: у них разный функционал и радиус действия, свои требования по удаленности от жилья, остановок общественного транспорта, выходов из метро. Иногда их сложно просто расставить на местности.

В ходе строительства БКЛ заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв неоднократно отмечал, что на «Новаторской» в качестве отделочного материала потолка впервые применено стекло. Это позволяет в полной мере реализовать такие оптические свойства, как отражение и преломление света.
– Подвесной потолок состоит из разноформатных панелей из триплекса, там более двух тысяч вертикальных стеклянных пластин с цветной пленкой трех оттенков оранжевого цвета. Эту концепцию нам утвердили не сразу: довольно долго звучали опасения, что панели «похожи на гильотину» и пассажиры будут бояться ходить по платформе. Но нам удалось убедить в надежности крепления конструкций. Не с первого раза угадали и с цветовой гаммой: несколько раз приходили образцы, по цвету очень похожие на банальные панели из пластика. Нужного оттенка удалось добиться, используя от шести до девяти слоев цветной пленки. Есть на «Новаторской» и еще одна инновация: мы оставили открытым потолок, это дает пространству дополнительный объем. Если замереть и присмотреться, то наверху можно увидеть красные аспирационные трубки дымовых пожарных извещателей.

Кроме работы на «Новаторской» авторский коллектив группы компаний «Моспроект-3» проектировал и другие станции БКЛ: «Зюзино», «Воронцовскую», «Мичуринский проспект», «Аминьевскую», «Проспект Вернадского». Планируете продолжить работу над обликом подземки?
– А мы и сейчас работаем. Завершаем «Новаторскую» Троицкой линии, оформляем станцию «Университет Дружбы Народов», еще наше портфолио пополнят «Тютчевская», «Генерала Тюленева», «Мамыри», каждая из которых будет иметь свой неповторимый облик. На этих объектах будут использоваться наработки и материалы, хорошо зарекомендовавшие себя на станциях БКЛ.

Теги: #