Исполнилось 165 лет со дня рождения архитектора Федора Шехтеля - Московская перспектива
Исполнилось 165 лет со дня рождения архитектора Федора Шехтеля

Исполнилось 165 лет со дня рождения архитектора Федора Шехтеля

Исполнилось 165 лет со дня рождения архитектора Федора Шехтеля
Исполнилось 165 лет со дня рождения архитектора Федора Шехтеля Особняк Рябушинского © ARTIFEX.RU

НАЧАЛО
Неясное будущее, случайная цепь драматических событий, полный разрыв с родовым укладом жизни – это то, что сопровождает начало жизни многих выдающихся людей. Федор Шехтель – если бы пошел по стопам родителей – был бы предпринимателем, а стал архитектором, причем новатором, не только создавшим свой стиль, но еще и сформировавшим целое направление столичного модерна. 

Многое в его жизни решила безвременная смерь отца и дяди, живших в Саратове и занимавшихся предпринимательской деятельностью. Мать Франца (имя Федора при рождении) была вынуждена искать работу. По рекомендации саратовских купцов она оказалась в Москве в семье Третьяковых, заинтересованных взять на работу в качестве гувернантки этническую немку. Попав в круг людей, занимавшихся меценатством, только позже семья осознала, насколько это важно для будущего Франца.

Сначала юношу отдали в помощники к знаменитому архитектору Александру Каминскому. В бытность его учеником в 1875 году 16-летнему Францу довелось участвовать в работе Каминского над конкурсным проектом Исторического музея. Правда, этот проект не был принят, но работа и талант мастера оказали влияние на будущего зодчего. В этом же году Франц поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс Дмитрия Чичагова. Специалисты, изучающие творчество Шехтеля, утверждают, что влияние двух совершенно разных по одаренности мастеров, таких как Чичагов и Каминский, определило стиль будущего архитектора. Если Александр Каминский был больше архитектором-эклектиком, то Дмитрий Чичагов вошел в историю как приверженец русского стиля.

МЕСЬЕ ФИНЬ ШАМПАНЬ
На первом курсе училища Шехтель сдружился с Исааком Левитаном и Николаем Чеховым, братом писателя. Компания была веселой. По воспоминанию брата Антона Павловича, дружба юноши с семьей началась в бытность освоения Чеховыми столицы и в период полного безденежья: «Еще будучи совсем молоденьким учеником, посещавшим архитектурные классы, Шехтель часто приходил к нам в 1877 г., когда мы были особенно бедны. Стоило только нашей матери сказать, что у нее нет дров, как он и его товарищ Хемус уже приносили ей под мышками по паре здоровенных поленьев, украденных ими из чужого штабеля по пути».
Дружба с Чеховыми продолжалась всю жизнь. Братья ввели молодого Франца в литературно-художественный круг Москвы. Придумав себе псевдоним Месье Финь Шампань (название местности в окрестностях города Коньяк во Франции), замечательный рисовальщик Шехтель раскрылся как оформитель и иллюстратор книг и журналов. Он брался за любое дело – от изготовления театральных афиш и обложек для нот до ресторанных меню и торжественных адресов, причем все давалось ему с необычайной легкостью. Веселая компания была известна своими кутежами, посещала рестораны, купеческие клубы, бега, балы, но центром притяжения был театр. С Чеховым Шехтель был очень близок. Имевший коммерческую жилку, он быстро оказался состоятельнее Антона Павловича, а потому в письмах к Францу можно найти много чеховских шуток вроде: «Если Вы не дадите мне до 1-го числа 25–50 рублей взаймы, то вы безжалостный крокодил».

Наряду с беспрестанным весельем именно в это время сформировалась и привычка много работать. В одном из писем Чехову уже повзрослевший Шехтель признавался: «Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен – как часы, не заводимые аккуратно и постоянно».

ОТЕЦ СЕМЕЙСТВА И ТЕХНИК ОТ АРХИТЕКТУРЫ
Переходом к активной архитектурной деятельности стало проектирование частных домов и зданий в городах России. Работа вне Москвы объяснялась и отсутствием у него диплома о законченном профессиональном образовании. Потом он, правда, получил диплом техника, что стало причиной его многочисленных иронических реплик. С конца 1850-х годов Шехтель проектировал пристанционные сооружения на железных дорогах, его пригласили для обновления ансамбля загородных усадеб семьи железнодорожных магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии. Несколько заказов было получено благодаря Каминскому со стороны предпринимателей Морозовых. Сначала это была дача в Киржаче, затем другие аналогичные объекты и множество дач и усадеб по заказу аристократов в средней полосе России и Крыму. Со временем к нему стали обращаться как к архитектору и по проектированию промышленных объектов в Москве. (К несомненным шедеврам подобного рода относится, например, знаменитая скоропечатня Левинсона в Трехпрудном переулке, хотя она появилась в более поздний период.) Существенное место в начале творческого пути Федора Шехтеля занимало проектирование церковных объектов. Так, в 1887 году Шехтель по просьбе дяди Антона Чехова выполнил проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге.

Продолжалось и взаимное сотрудничество с Чичаговым и Каминским. Благодаря этому он участвовал в проекте родовой усадьбы Глебовых–Стрешневых на пересечении Малого Кисловского переулка и Большой Никитской улицы. В 1880–1890-х годах Шехтель начал заниматься преподавательской и общественной деятельностью, продолжал оформлять спектакли. В 1887 году он женился на Наталье Жегиной, дочери купца Жегина, который много помогал семье Шехтеля в Саратове. Этим же летом Федор Осипович был причислен к Московскому Второй гильдии купечеству. В апреле 1888-го у Шехтелей родилась дочь Екатерина, а в июле следующего года – сын Борис, а позже еще двое детей. В 1889 году Шехтели переехали в дом на Петербургском шоссе, спроектированный отцом семейства.

Этот период охарактеризовался внедрением византийского стиля в объекты храмовой архитектуры, а в проектах особняков того времени восторжествовал стиль готики. И если русский стиль стал искусством компромисса, так как автор пытался освоить решения прошлого и применить их к новой архитектуре, то в стиле готики было совершено много находок. Это стало очевидно в проектировании особняка Морозовой на Спиридоновке – объекте, выполненном в английском стиле. Новаторство Шехтеля выразилось не только при построении пространственной композиции особняка, но и при планировке здания: все помещения организованы вокруг своеобразного «ядра» – парадной лестницы. Шехтель первым привлек к проектированию художника Врубеля, который оформил малую готическую гостиную дома тремя панно – «Утро», «Полдень» и «Вечер», выполнил скульптуру «Роберт и Бертрам» для парадной лестницы и сделал рисунок витража с изображением рыцаря на коне.
По мнению исследователей, именно готические особняки принесли Шехтелю наибольшую известность. В дальнейшем он все же отошел от этой темы, хотя именно на ней смог отработать наиболее яркие приемы своего проектирования. Например, укрупнение каких-то определенных деталей, что является одной из ярких особенностей его стиля.

ЯРКИЕ ОБРАЗЦЫ
После строительства особняка Морозовой Шехтель стал популярным и востребованным архитектором. Он много строил: ряд зданий, таких как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго и здание Ярославского вокзала, принесли ему мировую известность. Все его творения настолько разнообразны по стилю, что трудно не удивиться тому, что все они принадлежат авторству одного и того же человека. В числе его работ – Театр Маяковского, Ярославский вокзал, дом Морозовой на Спиридоновке, кинотеатр «Художественный», здание МХТ им. Чехова в Камергерском переулке, особняк Рябушинского, особняк Смирнова на Тверском бульваре…

Что удавалось ему лучше? Видимо, сила этого архитектора в том, что он мастерски владел разными архитектурными направлениями, но в итоге, учитывая пожелания заказчика, оценивая особенности местности, он всякий раз создавал великолепный образец архитектуры, изящный и удивительный. После революции 1917 года заказы и востребованность как проектировщика Шехтеля снизилась. Он занимался общественной работой, спроектировал библиотеку Чехова в Таганроге. На пороге старости он оказался без средств к существованию. Юная дочь архитектора влюбилась в товарища своего брата, молодого поэта Владимира Маяковского, и эту связь Федор Осипович (русское имя-отчество он взял после Первой мировой войны в знак солидарности с русскими) крайне не одобрял. Дочь забеременела, а ее отцу даже в голову не приходило, что театр, который он спроектировал и построил, будет носить имя этого поэта. Тщетно пытаясь вписаться в новые реалии и преодолеть нищету, Федор Шехтель заболел. Архитектор умер в 1926 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище в фамильном склепе, который он же и спроектировал, когда умер его первый сын Борис.