История Третьяковской галереи - Московская перспектива
История Третьяковской галереи

История Третьяковской галереи

История Третьяковской галереи
История Третьяковской галереи mos.ru
Датой основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года. В этот день начинающий коллекционер Павел Третьяков приобрел свою первую картину русского художника Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Сегодня Третьяковка – главный музей национального искусства России, отражающий его уникальный вклад в мировую культуру. В День рождения галереи рассказываем вам ее историю и вспоминаем, какие музеи появятся в столице в скором времени.

Павел Третьяков, будущий основатель знаменитой галереи, родился 27 декабря 1832 года, спустя два года на свет появился его младший брат Сергей. С 14 лет мальчики вместе помогали отцу в лавках, приобретая необходимые для будущей жизни коммерческие навыки. В семье росло девять детей, но в 1848 четверо погибли от скарлатины, а ещё спустя несколько лет скончался глава семьи, все имущество которого по завещанию перешло к Павлу и Сергею. На первых порах вести дела им помогала мать, поэтому бизнес удалось удержать на плаву. А уже через год после смерти отца Третьяковы приобрели собственный дом в Лаврушинском переулке.

Снимок экрана 2024-05-22 в 13.30.33.png

Братья Третьяковы, благодаря старанию и наставлениям своего отца, смогли и дальше развивать семейное дело. Талантливым предпринимателем и одаренным менеджером был Сергей, а Павел занимался вопросами производства. Также он интересовался живописью – мировая и в особенности русская культура как раз переживали золотой век. Павел не пропускал ни одной столичной выставки, а бывая по делам фирмы за границей, обязательно посещал местные картинные галереи. 22 мая 1856 двадцатичетырёхлетний Павел приобрел свои первые картины: «Искушение» Н. Шильдера, вероятно, ещё на стадии эскизов, и «Стычку с финляндскими контрабандистами» В. Худякова, которая обошлась ему в 450 рублей. Именно покупка этих произведений традиционно считается началом всей будущей галереи. Третьяков по меркам эпохи был необычным коллекционером, скупая главным образом картины не уже известных и прославленных художников, а полотна молодых и ещё не известных авторов, многим из которых это впоследствии позволяло сделать себе имя.

Снимок экрана 2024-05-22 в 13.33.51.png 

«Павел Михайлович Третьяков собирал исключительно современное искусство. Он покупал не просто произведения, созданные сегодня. Он опережал время - покупал идею» - рассказывала в одном из интервью экс-глава Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Совмещать увлечение живописью с предпринимательством у Павла получалось с трудом, но он не мог позволить себе продать долю в семейном деле, большие доходы с которого шли на приобретение новых произведений. Значительная часть денег шла на традиционную для московского купечества благотворительность, за счёт которой содержалось открытое при его же участии Арнольдовское училище для глухонемых детей.

Снимок экрана 2024-05-22 в 13.28.48.png

В шестидесятые годы XIX века в России начался промышленный бум, и это сильно отразилось на работе Третьяковых. Павел принял активное участие в создании первого в Москве купеческого банка, был так же в числе учредителей второго коммерческого банка в городе. В Москве им уже принадлежало четыре мануфактурных магазина, начали открываться один за другим отделения семейной фирмы и в других городах. Уже тогда, по общему признанию художников, попасть в коллекцию Третьяковых было заветной мечтой.

Снимок экрана 2024-05-22 в 13.29.33.png

Изначально купленные полотна украшали стены фамильного особняка в Лаврушинском переулке, но вскоре коллекция разрослась до двухсот тысяч экземпляров, коллекция заняла все стены дома. Это мешало восприятию произведений, а многие картины приходилось хранить в подвалах. Мешали жизни и частые экскурсии гостей. В 1874 году Павел с братом пристроили к особняку новое двухэтажное здание, специально обустроенное под картинную галерею. Благодаря этому экспозиция стала доступна для широкой публики. Музей в Лаврушинском переулке носил название «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» и включал в себя 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.  Впоследствии его перестраивали и увеличивали пять раз, чтобы показать людям как можно больше картин. В первые годы работы попасть в галерею можно было по приглашению Третьяковых, а с 1881 года двери музея открылись для всех желающих. Вход был бесплатным для всех.

 FfKMpMDC2pxm(10).jpg

В 1892 году Павел Третьяков передал галерею в дар Москве. Поводом послужила смерть брата, завещавшего перед смертью Москве половину дома в Лаврушинском переулке, капитал размером 125 тысяч рублей и собранную художественную коллекцию. Чтобы ускорить передачу, Павел объединил коллекции и подарил их городу. На тот момент в собрании братьев Третьяковых находилось более двух тысяч произведений живописи, скульптуры и графики. По решению городской думы Павел Третьяков был назначен пожизненным хранителем галереи. В его обязанности входил отбор произведений для постоянной экспозиции, приобретение картин на государственные средства, а также решение вопросов о расширении помещений музея. Последней приобретенной картиной стали «Богатыри» Владимира Васнецова. Художник работал над картиной почти двадцать лет, Третьяков выкупил ее за 10 тысяч рублей.

Снимок экрана 2024-05-22 в 13.29.59.png 

В декабре 1898 года – всего через месяц после покупки «Богатырей» Павел Третьяков скончался. Значительную часть своего состояния он завещал на продолжение дела всей своей жизни. Сегодня собрание Третьяковской галереи самое большое в нашей стране и насчитывает более 200 тысяч произведений искусств и продолжает постоянно пополняться картинами как уже признанных художников прошлых лет, так и современных молодых, но ещё малоизвестных авторов.

В 1918 году Третьяковку национализировали. Согласно новой культурной политике советской власти, музею присваивалась роль главного художественного центра страны, который должен был отражать развитие СССР. В 1918-м галерея получила статус национального достояния, а музейная экспозиция начала пополняться за счёт других национализированных частных коллекций из дворянских усадеб. Перед главным фасадом Третьяковской галереи стоял памятник Владимиру Ленину, на месте которого в 1939 году был установлен памятник Сталину работы скульптора Сергея Меркулова. В 1958-м памятник Сталину перенесли во двор, а у фасада правого крыла была установлена скульптурная группа «Футболисты». Памятники вождям в 1980 году заменил памятник Павлу Третьякову.

Снимок экрана 2024-05-22 в 13.29.19.png

Во время Великой Отечественной войны большая часть фондов Третьяковской галереи была эвакуирована в Новосибирск и Молотов. Перед перевозкой полотна накатывали на деревянные валы, перекладывали папиросной бумагой, укладывали в ящики, обшитые водонепроницаемым материалом. Всего было отправлено 17 эшелонов. Многие сотрудники уходили на фронт, однако научная деятельность музея не прекращалась. Во время битвы за Москву в 1941—1942 годах здание Третьяковской галереи сильно пострадало, его реконструкция завершилась только к 1944-му. Первая послевоенная экспозиция открылась 17 мая 1945 года

В 1985 году Государственная картинная галерея на Крымском Валу была объединена с Третьяковской галереей и образовала единый музейный комплекс Новая Третьяковка вместе с Центральным домом художника. После этого в старом здании музея в Лаврушинском переулке решили разместить коллекцию с древнейших времён до 1910-х, а в здании на Крымском Валу — искусство XX века. С 1986 по 1995 год комплекс старой Третьяковки был закрыт на капитальную реконструкцию. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, куда перенесли основные экспонаты из основного здания.

Новое здание на Кадашевской набережной

В этом году на Кадашевской набережной достроили новое здание Третьяковской галереи. У нового корпуса необычные фасады. Их выполнили из красного состаренного кирпича цветовой гаммы и фактуры, созвучной оформлению главного корпуса в Лаврушинском переулке. Основным мотивом фасада стала картинная галерея - окна похожи на развешенные на стене картины. Причем размещены они методом «шпалерной развески» - именно так размещали картины в музеях в IX-XX века. «Этот прием придает фасаду дополнительную выразительность и динамизм. Главный вход трактован как портал-рама, предваряющая пространство атриума с фонарем верхнего света, который пронизывает здание насквозь и тем самым связывает современность с историей», – рассказали в архитектурном бюро SPEECH.

2264f4617f336f2b7323fb5d055c768b5d443fe1.jpeg 

Архитекторы обыграли мотив картинной рамы и во внешнем остеклении здания, на которое с плавным затуханием нанесены фрагменты наиболее известных картин из собрания галереи. У окон-картин двойное остекление. Его внутренний слой будет выполняет все необходимые теплоизоляционные функции, тогда как внешний слой собирается из крупноформатных стекол размером 3 на 6 метров, которые стали полотном для тематической инсталляции по мотивам собрания Третьяковской галереи, реализованной методом цифровой печати.

a70919ec931e2b3792416fa2b57ed5c39254844c.jpeg 

Общая площадь разноэтажного здания – более 35 тысяч «квадратов». В состав музейного комплекса вошли экспозиционные и выставочные пространства, реставрационные мастерские живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства и научный фотоархив. Выставочная площадь занимает более 9 тысяч квадратных метров. От пересечения Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка здание будет пересекает пешеходный атриум с проходами в выставочные залы, многофункциональный зал для лекций и культурных мероприятий, конференц-зал, магазины и кафетерии, расположенные на каждом этаже. Перемещаться между этажами можно по эскалаторам, а перейти в другие корпуса Третьяковской галереи – по остекленному переходу.

Какие еще музеи появятся в столице

Музейный комплекс в Басманном районе

На улице Малая Почтовая на участке между Госпитальным переулком и Большой Почтовой улицей построят музейный комплекс с концертным залом и офисными помещениями. В 15-этажном здании разместят частную коллекцию произведений искусства: живопись, иконы, музыкальные инструменты, арт-объекты и др. Четыре этажа здания займут офисы, а на верхнем уровне запроектирован ресторан с видовой террасой.

2d1170347f24ca72e1ab835e543645c609514303.jpeg

На первом этаже запроектированы входные группы музейной и офисной части, зал для временных экспозиций, кафе, магазин книг и сувениров. Залы для постоянной экспозиции будут расположены на втором-пятом этажах. В уровне второго и третьего этажей они соседствуют с концертным залом на 336 мест, а выше – с лекториями, конференц-залом, артистическими и техническими помещениями, пространствами для временных выставок. Отдельные этажи в комплексе отведены под музейный фонд и фотолабораторию, творческие мастерские, офисы и ресторан. На трех подземных уровнях разместят паркинг на 79 машин.

a543e81e3566ab34482f8a044a3bf2ec5f5b4a67.jpeg

«Облицовка музейного блока решена как двойной фасад, где внутренняя утепленная стена выполнена из материалов с разными текстурами, а наружный стеклянный слой украшен графическими изображениями. В частности, используют панели под бетон, дерево, натуральный камень», – рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Проект музейного комплекса разработало бюро СПИЧ. Заказчиком выступает Группа компаний ТАДЕМ.

Музейный комплекс на территории ЗИЛа

Изначально планировалось, что в рамках редевелопмента на территории промзоны «ЗИЛ» появится филиал музея «Эрмитаж», но впоследствии от этой концепции отказались. В квартале «Зиларт» на Бульваре Братьев Весниных будет открыт музейно-выставочный центр «Коллекция». Площадь комплекса составляет 12 тысяч квадратных метров. Здесь будут размещаться постоянные и временные экспозиции живописи, скульптуры и графики.

31145039e0c7943f4e56cca5408e506505e7f5f2.jpeg 

На подземном этаже спроектировано хранилище для экспонатов, где будут поддерживаться особая влажность и температурный режим. Также в центре будет открыт ресторан с видом на парк «Тюфелеву рощу». Проект «Коллекции» разработало архитектурное бюро «Спич», которое возглавляет Сергей Чобан. Музейно-выставочный центр «Коллекция» войдет в общий культурный кластер арт-квартала «Зиларт».