Как мегаполисы решают проблему светового загрязнения?

Как мегаполисы решают проблему светового загрязнения?

Как мегаполисы решают проблему светового загрязнения?
Как мегаполисы решают проблему светового загрязнения?
Наша столица живет под девизом «Moscow never sleeps». Это хорошо с точки зрения развития, но противоестественно для биологических ритмов человека. Москва входит в пятерку самых освещенных и ярких городов мира наряду с Токио, Парижем, Нью-Йорком и Сингапуром. Яркие башни «Москва-Сити» уже давно стали символом города. Освещенные улицы ассоциируются с безопасностью. Но световое «загрязнение» лишает нас здорового сна и нарушает миграционные пути птиц. Реально ли добиться гармонии, не погружая кварталы во тьму, на лекции «Культура городского освещения: можно ли решить проблему светового загрязнения?» на площадке МУФа рассказал светодизайнер Иван Федянин.

В начале встречи для понимания важности проблемы эксперт рассказал о взаимосвязи яркого освещения и здоровья человека. Лектор рассмотрел аспекты здорового сна и наших циркадных ритмов. Циркадные ритмы – это внутренние биологические часы, зашитые в человеческий организм. Они помогают нам регулировать многие жизненно важные параметры, в первую очередь кровяное давление и температуру тела.

А также смену циклов бодрствования и сна. За бесперебойную работу циркадных ритмов отвечает гормон сна мелатонин. Это наш метроном, который синхронизирует нас с оборотом Земли и циклом дня и ночи. Его еще называют гормоном темноты, так как он начинает синтезироваться через полтора часа после заката солнца. Принципиальное условие его выработки – полная темнота. Так веками жили наши предки – просыпались с первыми лучами солнца, засыпали вскоре после того, как солнце скроется за горизонтом.

Но прогресс привел к тому, что сейчас более 90% времени бодрствования городской житель проводит под электрическим освещением и продолжительность сна сократилась на два часа. Мы практически разучились спать в полной темноте – даже на верхних этажах небоскребов есть световое отражение от облаков. «Москва, как и любой другой мегаполис, – это огромный фонарь. Из-за множества огней мы не видим в городе звездного неба. Такова наша расплата за прогресс», – отмечает Иван Федянин.

И это очень хорошо видно, если сопоставить аэроснимки нашего города, сделанные в 70-е и 90-е годы прошлого века и в 20-е нынешнего. Ночную столицу прекрасно видно из космоса, а с борта самолета наш город похож на драгоценное раскинутое
переливающееся колье. С эстетической точки зрения, конечно, завораживает. Но помимо этического и физиологического влияния на наше психическое и соматическое здоровье яркий свет мегаполиса оказывает влияние и на миграцию птиц и насекомых: попадая в полосу яркого света, они дезориентируются.

В Москве, как и во всем мире, эту проблему осознали и ищут пути решения. Есть ассоциации, отслеживающие световое загрязнение. По снимкам из космоса создают карты светового загрязнения мегаполисов, раскрашивая районы в красно-желто-зеленые цвета. То, что закрашивают красным и желтым, эксперты оценивают как плохие, приемлемыми для жизни считаются пространства, окрашенные в зеленый цвет. В центре Москвы на таком снимке бьется огромное темно-бордовое «сердце». Увы, световое пресыщение испытывают все районы внутри Садового кольца. Все, что входит в пределы ТТК, – окрашено в желтый цвет.

IMG_20231107_143133_730.jpg

Конечно, никто не призывает устраивать тотальный блэкаут, погружая кварталы во тьму, а помещения освещать при помощи лучины. Но есть ряд действенных способов, которые могут снизить световую нагрузку. И чем больше будет профессиональная вовлеченность в эту проблему, чем выше будет коллегиальная ответственность, тем быстрее, по мнению Ивана Федянина, мы поможем нашему городу.

Ассоциация Dark Sky разработала пять принципов проектирования, направленных на снижение светового загрязнения. Эксперты по свету предлагают архитекторам при разработке проектов делать следующее:
– использовать освещение строго по необходимости;
– направлять свет туда, где он действительно нужен;
– не создавать избыточную освещенность;
– приглушать свет при помощи диммера или выключать, когда он не используется;
– по возможности применять освещение теплых тонов.

Иван Федянин детально изучил самые популярные в городе типы световых приборов, используемых при освещении улиц и зданий. По эффективности их разделили на четыре большие группы. Например, самые популярные на бульварах шарообразные фонари лишь на 20% используются по назначению – большая часть излучаемого ими света уходит вверх и рассеивается, увеличивая то самое световое загрязнение. Моделей, световой поток которых направлен строго вниз, в городе не так и много. Есть большое количество фонарей, которые, внешне, казалось бы, предназначены для разумного использования, но по факту не снижают своего вклада в уровень городской световой избыточности. Например, есть много моделей с «абажуром», или «козырьком», которые, по идее, должны направлять световой пучок строго вниз, но материал, из которого выполнены эти «козырьки», – светопрозрачный, по факту световой столб бьет и на тротуар, и в крону дерева.

В портфолио эксперта есть несколько световых сценариев, реализованных в столичных ЖК. Грамотно применяя и направляя световые лучи на объекты, требующие подсветки, Иван Федянин смог создать систему освещения, минимизирующую вред от светового загрязнения. По мнению лектора, если об этой проблеме как можно больше его коллег задумаются и станут на практике применять эффективные методы здорового освещения дворов и кварталов, то есть шанс, что москвичам вернут право любоваться не только огнями мегаполиса, но и звездным небом.

IMG_20231107_143134_054.jpg

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Система уличного освещения формировалась постепенно. Изначально она была газовой. Фонари включали и выключали вручную. Свет газовых фонарей был бледным, но он выполнял свои утилитарные функции. Для хранения больших запасов газа, используемого для уличного столичного освещения, использовались большие круглые здания завода «Арма». Сейчас это квартал бизнес-центров и творческих кластеров. Были и прогрессивные для своего времени люди, пытавшиеся адаптировать газовое освещение для домашних помещений, – трубы от газовых фонарей протягивали в дома. Но массового применения это не получило – газ чадил и выжигал воздух. Но вау-эффект, когда дома освещались сперва свечами, а потом керосиновыми лампами, от такой технологии, безусловно, был. Как это происходило в столице, можно узнать из экспозиции музея «Огни Москвы».