Как повысить качество жизни в мегаполисе? Разговор с урбанистом

Как повысить качество жизни в мегаполисе? Разговор с урбанистом

Как повысить качество жизни в мегаполисе? Разговор с урбанистом
Как повысить качество жизни в мегаполисе? Разговор с урбанистом
Большие города – большие возможности, об этом известно всем. Но мегаполисы не только одаривают своих жителей перспективами. Жизнь в столице еще и накладывает на каждого москвича определенную ответственность. Невозможно заботиться о себе, не заботясь о городе, в котором живешь, – так считает декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.

▶ Как город влияет на человека? Можно ли сказать, что, проектируя столицу будущего, мы косвенно проектируем характер и поведение живущих в нем людей?
– Город влияет на горожанина самыми различными способами – задает темп жизни. По мере роста численности населения, концентрации деловой активности, развития культурной жизни, досуга и торговли этот темп зависит от того, насколько удобно горожанину добираться до всех этих благ. Удобство достигается балансом транспорта и насыщения городской территории набором нужных городских функций.

Если в доступе у горожанина нет какой-то инфраструктуры, у него не сформируется привычка к ее посещению – это хорошо видно на примере объектов культуры. В районе без доступа к концертным залам, домам культуры, библиотекам и музеям горожанин не сможет ни себя, ни своих детей приучить к посещению таких заведений, что в итоге скажется на качестве его жизни, удовлетворенности средой и прочее. Из-за этого критикуется «пригородный» формат расселения при расползании городов.
Более тонко город может влиять на развитие горожанина, создавая условия для получения нового опыта. Крупные города становятся все более сложными системами и требуют от живущих в них большого количества компетенций. Чтобы разобраться в системе МФЦ, транспортных развязках, онлайн-банкинге, ТСЖ и прочих вещах, недостаточно просто переехать в город, надо еще инвестировать в него свои время и силы. Взамен человек получает более высокий уровень комфорта, развитые институты, цифровизированные услуги. Но где развиваться самому горожанину и как инвестировать не в город, а в себя?
Такие «пространства развития» можно найти за пределами благоустройства. Отличный от городского темп, менее строгие правила поведения и возможность создавать что-то свое помогают горожанину контролируемо выйти из зоны привычного опыта.

▶ И наоборот: влияют ли жители на город? Каким образом?
– Обратное влияние делится на легко заметное и более тонкое. Город следует новым запросам горожан через простую логику спроса и предложения – на появление и развитие сервисов доставки, изменение или создание новых общественных пространств и прочее. На более тонком уровне горожане меняют структуру города своей активностью. Объединяясь в территориальные сообщества – не обязательно по административному принципу – и формируя свою собственную систему ценностей для конкретной территории, они становятся полноправными городскими факторами наравне с государством и бизнесом.

▶ Что собой представляет урбанистика как наука? Насколько она развита в России?
– Урбанистика – это набор предметных полей на стыке многих наук (социологии, экономики, географии, экологии, электротехники, информатики, истории) и ремёсел (архитектура, транспортное планирование, инженерное дело, data analysis). Это способ мышления, предметное поле, область знания, научное направление. Поэтому урбанист – это несколько фигур: городской планировщик, градостроитель и архитектор. Урбанистика – это прежде всего междисциплинарная система координат для работы с городом, площадка, где разные по своим изначальным базовым образованиям и установкам люди могут договориться. Поэтому говорить об урбанистической школе именно в научном ключе не совсем корректно. Этот термин больше из области публичного дискурса. В последнее десятилетие урбанистика переживает новое рождение, она стала более модной – в хорошем смысле. Горожане расширяют свои представления о том, как мог бы выглядеть их город, они видят примеры качественных проектов. Все это формирует запрос со стороны общества на комфортную среду. В этом смысле урбанистика в России развивается хорошими темпами.

▶ Представьте Москву к 2050 году. Какие отличительные черты будут у московских жилых комплексов, бизнес-центров, общественных пространств?
– Прогнозировать на четверть века дело опасное – измениться может все. Даже сохранение в длительной перспективе таких понятий, как «бизнес-центр» и «жилой комплекс». Если предположить существование общемировых трендов, то предположу, что мы будем двигаться в сторону смешения этих понятий. Жесткое разделение на дом и работу подтачивается последние годы все активней. В целом город будущего, на мой взгляд, не будет похож на зарисовки из фильма «Пятый элемент», а, скорее, будет более человекоразмерным и функционально разнообразным. Доступность предоставляемых городом функций станет продуктом жилищной, градостроительной и транспортной политики и новых технологий, что уже активно реализуется в нашей столице.

▶ Людям нужно быть с людьми. Об этом говорят все, кто изучает природу человека: психологи, социологи, антропологи. Но личное пространство – тоже важный фактор психологического и эмоционального здоровья. Есть ли риск, что в этом плане Москва будущего станет некомфортной?
– Проблема комфортности города для жизни населяющих его людей есть в любом мегаполисе мира. Она возникает одновременно с появлением крупных городов. Главный вопрос не в количестве личного пространства, а в качестве тех эмоций, которые вы получаете. У вас у дома может быть громадный парк, но вы не сможете там расслабиться, если считаете его небезопасным. Полагаю, в будущем профсообщество станет тщательнее работать с такими пространствами, а заказчики будут двигаться в сторону более корректного запроса. В Москве для этого есть все предпосылки. Многие актуальные вопросы могут решить курс на полицентричность и работа с периферийными районами. Если кратко: чем больше выбора предоставляет город своему жителю (или гостю), чем выше его территориальная доступность и насыщенность объектами различного назначения (услуги, торговля, досуг и т.д.), тем менее нагруженной становится городская инфраструктура, прежде всего инженерная и транспортная.

Теги: #