Кирилл Губернаторов о русской архитектуре на примере конкретных проектов
Поиск национальной самобытности в архитектуре – один из самых любопытных трендов последнего времени. Чем вызван такой интерес к этой теме?
– Россия – прекрасная современная страна со своей уникальностью и многовековой историей. Но в представлении о русском дизайне, русской архитектуре, русском характере и русской душе вообще есть определенная трагичность. Если посмотреть, как нас изображают в иностранных фильмах и какие качества нам приписывают, становится грустно. Все эти шаблонные представления о нас – балалайки, хохлома, матрешки – очень далеки от правды. Иностранцы, которые приезжают в Москву, уезжают отсюда с пониманием, что российская столица – это супермегаполис будущего, один из мировых центров культуры. Здесь нет ощущения «лубка». И все же современная русская национальная архитектура пришла к нам в таком виде, в котором нельзя отследить ее логику, преемственность. Поэтому поиск национального дизайна и национальной идентичности в архитектуре генерируется не на профессиональном – на социальном, человеческом уровне.
Что стало отправной точкой в этих поисках конкретно для вас?
– Все началось с участия в конкурсе 2014 года «Русский характер», который организовал Илья Мукасей. Наше архбюро заняло первое место, потому что мы предложили архитектуру без архитектора. Мы решили обратиться к тем зданиям, которые строят обычные люди: дачным участкам, частным домам. Именно в них сохранились умения, навыки, философия, ментальный подход, который передается из поколения в поколение. Этот подход не подвергался никаким тоталитарным, революционным, перестроечным или каким-либо другим веяниям. Наше архбюро посчитало это самым честным видом архитектуры. Так был создан проект культурного комплекса «Русский характер». Опыт был не самый удачный. Комплекс так и не построили. Но мы не опустили руки. У Megabudka появилась глобальная цель – определить архитектуру с неким русским характером, который мы по-разному себе представляли.
И как вы шли к этой цели?
– К вопросу поиска новорусского стиля мы официально вернулись в 2016 году. На одном из АРХПароходов (ежегодный социально-общественный проект АРХКЛУБА и АРХ Москвы. – «МП») мы смогли обсудить эту тему с другими дизайнерами и архитекторами. По результату этого плавания и был разработан «Определитель русскости дизайна», его можно найти на нашем сайте. Это инструмент для понимания, является ли тот или иной предмет объектом русского дизайна. Можно назвать его несколько шутливым, но на самом деле он подразумевает очень системный подход, который позволяет проверить любой объект, любой элемент дизайна. Если вы будете экспериментировать с «Определителем», то быстро заметите, что один из главных компонентов, который явно говорит о «русскости», – это удаль. В удали много смыслов, и я считаю, что она весьма присуща русскому характеру.
Какой из ваших объектов можно назвать примером новорусского стиля?
– У нас много таких объектов, но самый знаковый для нас – природный парк чудес «Кудыкина гора». В 2017 году мы познакомились с Юлией и Александром Уваркиными – владелицей и куратором этого пространства. Парк искал свою идентичность, цель, идею, он пытался из сафари-парка превратиться во что-то более интересное. Запрос был очень серьезный и близкий нашим собственным поискам. Я считаю, то, что мы в итоге построили, как раз и стало воплощением новорусского стиля. Не имитацией, как это бывает в некоторых современных зданиях, где можно встретить попытку повторить интерьер русской избы или оформление под хохлому. Это удешевляет общее впечатление от дорогих и качественных проектов. «Кудыкина гора» – это русский стиль в реальных условиях, то, что соответствует современным запросам и действительно работает.
Мой профессиональный опыт говорит, что самую объективную оценку пространствам и зданиям дают люди, которые ими пользуются. Современное общество с благодарностью относится к качественной архитектуре. Новые пространства быстро обживаются и осваиваются, а это значит, что они создаются вовремя и с учетом реальных потребностей. «Кудыкину гору» можно смело отнести к таким пространствам.
Можете назвать примеры работ других архбюро, которые соответствуют вашему представлению о современном русском стиле?
– Многие архитекторы создают крутые самобытные истории. При этом всех объединяет тяга к общему, интернациональному стилю. И это нормально. Где-то, наверное, с 50-х годов мы живем в условиях интернационального стиля, на смене двух эпох. Когда напротив Кремля построили гостиницу «Интурист» – это, с одной стороны, было противопоставлением традиции и инноваций, с другой – согласием с новыми реалиями, новым миром. Быть самобытным – не означает отвернуться от мира. Например, на «Кудыкиной горе» применялись прекрасные скандинавские приемы – стыки кровли, выверенные узлы без свесов. Но построение объемов, логика, характер зданий – все это абсолютно соответствует русской ментальности. В этом проекте много удали, юмора, при этом есть суровость и теплота. И все это функционально, нет ничего, что было бы создано только ради декора.
Что нужно сделать, чтобы у нас появилась своя, национальная архитектура? Необходим комплекс конкретных мер, создание какого-то алгоритма, по которому должны действовать архитекторы, или все сформируется естественным образом?
– Развитие архитектуры очень тесно связано с развитием социума. Запрос начинается не с директив сверху. Все идет от людей, от простых жителей. Например, мы были свидетелями молниеносного развития благоустройства в Москве – тех же парков, потому что людям были необходимы такие пространства. А сейчас чувствуется запрос современного общества на поиск своего архитектурного стиля, так что я бы сказал, что да, вопрос для нас решается естественно.