Космические пираты на «Рижской»

Космические пираты на «Рижской»

Космические пираты на «Рижской»
Космические пираты на «Рижской»
Когда открылось полноценное движение по БКЛ, хит-парад симпатий пассажиров возглавили три станции: «Нагатинский Затон» с мозаичными рыбами, «Сокольники» с картинами в стиле конструктивизма и «Рижская». В последней пассажиры увидели перекличку с Институтом времени из футуристического советского сериала.

Платформа «Рижской» Большой кольцевой очень напоминает коридоры, по которым убегал от космических пиратов герой фильма Коля Герасимов. Пользователи писали в соцсетях, что кажется, из-за колонны вот-вот появится Коля с авоськой с кефирными бутылками. Здесь он разговаривал с биороботом Вертером, здесь же произошла главная трагедия сериала – злодеи расстреляли добряка, ценой собственной жизни спасшего пионера из прошлого.

Снимался легендарный фильм ровно 40 лет назад, а на экраны вышел в дни весенних каникул 1984 года. О работе в этой киноленте «МП» расспросила исполнителя роли робота Вертера, а ныне депутата Мосгордумы, худрука Театра Луны, народного артиста РФ Евгения Герасимова.

Разобрали кубик Рубика
В сети много фотографий с детских кинопроб: подходящих юных героев нашли не сразу. Но почти нет фото с отбора взрослых актеров. «А кинопроб как таковых и не было, – подтверждает Евгений Герасимов. – Режиссер картины Павел Арсенов любил работать с друзьями. Благодаря этому съемки проходили очень душевно и интересно. Он еще на этапе сценария представлял, кто из знакомых какую роль будет исполнять, и делал актерам предложения, от которых практически никто не отказывался».
По воспоминаниям актера, многое на площадке придумывали коллективно – от идеи декораций до ставших потом крылатыми реплик. Институт времени тоже обустраивали все вместе: один предложил обить стены материалом, который использовали для студии звукозаписи, другой придумал применить в качестве необычных светильников длинные лабораторные трубочки.
«Некоторые сцены приходилось снимать очень быстро, с первого дубля: самодельные лампы очень быстро накаливались, мы боялись, что они взорвутся», – вспоминает актер.

Комнату, где стоит машина времени, обтянули простыней, а на клавиши машины времени пошли детали кубика Рубика.
«Павел был большим фантазером. Тогда не было компьютерных спецэффектов, многое из «будущего» придумывали «на коленке»: для машины времени Павел предложил разобрать кубик, «размытая» загадочная заставка – максимально приближенная съемка внутренностей детского калейдоскопа», – рассказывает Евгений Герасимов.
Костюм робота хоть и казался зрителю верхом инновации, был сшит советскими костюмерами и имел свои «секреты».
«Задачу сделать костюм для робота швея поняла буквально, он был сшит без расчета на то, что я все-таки человек и иногда мне требовалось куда-нибудь сходить. Поэтому восемь с лишним часов на площадке я не позволял себе ни поесть, ни попить», – вспоминает подробности актер.

Ошибка пиротехников
Институт времени кажется зрителю просторным. На самом деле это было довольно компактное пространство в павильоне Киностудии имени Горького. «Эффект большого пространства достигался при помощи нескольких зеркал. А мастерство оператора позволило создать ощущение бесконечного коридора, где и была «погоня», в результате которой космические пираты расстреляли робота из лазерного оружия», – рассказывает Евгений Владимирович. Лазер – это, пожалуй, единственный, кроме телепортации Коли Герасимова в будущее, спецэффект, наложенный уже во время монтажа. А вот «горел и дымился» в результате выстрелов актер по-настоящему. Реквизиторы немного не рассчитали.

«Взрывную конструкцию собрали пиротехники. Они вложили под костюм несколько взрывных устройств, которые должны были искриться после каждого выстрела. Но немного переборщили с мощностью. Костюм был из плотного материала, между телом и тканью что-то проложили, чтобы не было прямого соприкосновения. Но все равно после съемок у меня на месте ожога довольно долго были небольшие шрамы. Все выстрелы сняли с первого дубля. С ожогами справились своими силами, врачей не вызывали», – вспоминает Евгений Герасимов.

Чем я не романтик?
Перед актером стояла непростая задача: у его героя должна была быть походка и речь робота, а глаза и сердце – человека. Все-таки робот безнадежно влюблен в сотрудницу института Полину, обладавшую инопланетной красотой. И надо было показать эти чувства. «В книге Кира Булычева, послужившей основой для сценария, про робота было немного. Его образ мы придумывали на площадке. Всё импровизировали – и походку, и улыбку, и реплики. Он был «человеческим роботом»: решили, что он будет играть в шахматы и в какой-то момент вообще захочет на пенсию», – рассказывает Евгений Герасимов.

Задумавшись о пенсии, робот грозится «написать заявление Литваку» – это режиссерская «шутка для своих». «Это был очень влиятельный, но в то же время добрейшей души человек, кинопродюсер Михаил Александрович Литвак. Во время съемок он был директором Первого творческого объединения Киностудии имени Горького. Коллеги шутку оценили, она наравне с другой моей репликой «чем я не романтик?» стала крылатым выражением, активно использовалась в киношной среде», – улыбается при воспоминании актер.

Развалюха в «золотой миле»
Сейчас в это трудно поверить, но старый заколоченный дом, в подвале которого находилась машина времени, стоял в самом центре Москвы: в треугольнике между 2-м и 3-м Обыденскими и Курсовым переулками. Сейчас этот квартал называют «золотой милей», он расположен рядом с храмом Христа Спасителя, но в то время там находился легендарный бассейн «Москва». Старый покосившийся дом снесли лишь в 1989 году. Московские школьники смогли опознать место и еще долгих пять лет усердно искали там «машину времени», искренне веря в ее существование.

Таракан в конверте
Фильм имел колоссальный успех. По воспоминаниям вдовы режиссера Елены Арсеновой, письма приходили в гигантских количествах. Стандартная норма – мешок в день. В одной из публикаций, вышедших вскоре после фильма, отмечалось, что московская школьница Наталья Гусева, сыгравшая Алису Селезневу, увлекается энтомологией. И поклонники не заставили себя ждать. На адрес семьи девочки пришло 20 одинаковых, уникальных для того времени, справочников о редких насекомых. А в квартире режиссера завелись какие-то редкие тараканы – их прислали в конверте, который жена режиссера выронила из рук от неожиданности, когда усатые полезли на свет божий после распечатки.

Ученый в роли крокодила
В Москве будущего все животные – интеллектуалы. Там есть говорящий козел и наделенный зачатками интеллекта крокодил Сеня. Ленивая животинка плещется в пруду и всячески издевается над Алисой, бегающей за ним с миелофоном и приговаривающей «Думай, Сеня, думай!». Роль Сени отвели пенопластовому зубастому макету. Съемки с аллигатором выпали на апрель. В пруду у ВДНХ еще плавала ледяная крошка. Управляла «говорящим крокодилом» команда водолазов. А регулировать движение головы вызвался доктор наук, которому тоже пришлось нырять в ледяную воду.

Курящий козел
В будущем Коля Герасимов встречает говорящего козла Наполеона. По сюжету он – «плод ошибки» нерадивых студентов-генетиков. В книге Кира Булычева козел был зеленого цвета. Рогатого актера по кличке Кузя нашли в Уголке Дурова. Экспериментировать с окраской козла дрессировщик Юрий не позволил, и Кузя остался естественного цвета. Для «козлиных сцен» закупали особый реквизит. Кузя начинал работать, только если партнер по съемочной площадке приманивал его папиросами. Всем прочим маркам он предпочитал «Казбек».

Наталья Варлей в роли курьера
Часть эпизодов снималась в Гаграх. Съемки пришлись на период жуткого дефицита. И чтобы не ломать голову, чем кормить детей, вся съемочная группа везла из Москвы колбасу и сыр. Жили актеры в очень убогом пансионате. Оказалось, что помещение кишит крысами, грызуны довольно быстро расправились с ароматными запасами киношников. На местный рынок за продуктами отправились бабушка Наташи Гусевой и бесподобная Наталья Варлей, перевоплотившаяся в фильме в тренера-блондинку Марту Эрастовну. Появление «кавказской пленницы» на рынке произвело фурор – красавице подарили с десяток корзин фруктов и прочих деликатесов. Пировал пансионат три дня, продовольственная проблема была решена.

Профессиональный депутат
Евгений Владимирович Герасимов не только народный артист РФ и художественный руководитель Московского театра Луны, с 2001 года он еще и бессменный депутат Московской городской Думы. В этом созыве Евгений Владимирович отвечает за Кунцево, также курирует часть районов Фили-Давыдково и Можайский. Учитывая срок пребывания на этой должности, Герасимов без малейшей иронии называет себя «профессиональным депутатом».

«В столице редко что строится без ведома Мосгордумы. А это значит, что и я причастен к строительным переменам, которые идут в городе. Я вхожу в состав практически каждой комиссии, рассматривающей строительные проекты. Также являюсь региональным куратором проекта «Историческая память». Все, что связано с историческим и культурным наследием столицы, в том числе строительство храмов, входит в мою профессиональную сферу интересов в качестве депутата. Включая и строительство метро», – отмечает Герасимов.

Евгений Владимирович входил в состав комиссии по проработке проекта реконструкции Дворца пионеров на Воробьевых горах.
«Мы много работали на самой площадке. Я с интересом подключился к проекту: мы долго жили недалеко от Дворца пионеров. Пока дети были маленькими, у нас обитала черепашка Машка. Когда дети повзрослели и их рабочий график не позволял держать дома какое-либо животное, с Машкой пришлось расстаться. Мы подарили ее живому уголку, где дети в свое время часто бывали. Во Дворце пионеров подарку обрадовались. Когда формировали план перестройки дворца, я часто бывал на площадке. Заглянул и в живой уголок: Машка, спустя более десяти лет, по-прежнему там, жива-здорова. Мы с ней по-приятельски «поболтали», – улыбается депутат.

С интересом следил Евгений Владимирович и за другим градостроительным проектом – восстановлением эскалаторной галереи на Воробьевых горах. «К сожалению, когда мы жили в том районе, она была уже в плачевном состоянии. Я застал ее работающей в самом начале своей актерской карьеры. В фильме «Человек, которого я люблю» мы с Георгием Жженовым едем по эскалатору в этой галерее. Я там еще в смешной зимней шапке. Это интересный городской объект. Было очень жаль, когда он пребывал в разрухе. И замечательно, что сейчас его восстановили», – рассуждает Евгений Герасимов.

Юбилейный сезон: премьеры и перемены
В этом году Московский театр Луны на Малой Ордынке отмечает тридцатилетие. Юбилейный сезон открывал новый художественный руководитель – народный артист России, актер театра и кино, режиссер и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. Своего преемника многолетний бессменный худрук и основатель театра народный артист РФ Сергей Проханов выбрал сам.

«Каждый человек имеет свой ресурс и потенциал. Мне кажется, я свое с лихвой уже отслужил. Пандемийные времена были сложные, сейчас ситуация тоже непростая. Пришло время мне поменять роль худрука на роль хорошего организатора и руководителя, президента театра. Это было необходимо. Евгений Владимирович прекрасно подходит на эту должность. У него есть все необходимые качества и потенциал. Мы знаем друг друга более пятидесяти лет, учились в одном институте. Я считаю, что ход был выбран правильный. Я сделал Евгению Владимировичу предложение, он его принял. И вот он мощно и грамотно с начала сезона рулит театром», – рассказал президент Московского театра Луны на Малой Ордынке Сергей Проханов.
«Для меня это был интересный вызов, я его принял. Коллеги, с которыми я советовался перед тем, как принять предложение о назначении, уверены, что я смогу при активной поддержке Сергея Проханова вывести театр на новый уровень. Иначе для чего за это было браться», – комментирует свое назначение Евгений Герасимов.

С приходом нового худрука начались репетиции новых спектаклей, произошло и техническое обновление: заменили световые установки и звуковую аппаратуру, модернизировали театральную машинерию и кинопроектор. В спектакли ввели новых ярких актеров, актрис и режиссеров: Ольгу Ломоносову, Янину Студилину, в спектакль «Эдит Пиаф» по многочисленным просьбам зрителей вернули Ирину Зайцеву. «В это сложно поверить, но она поет даже лучше, чем сама Пиаф! Приходите на спектакль, чтобы лично в этом убедиться», – отмечает художественный руководитель.

Театральный сезон открылся премьерами: обновленными версиями музыкальной мелодрамы «Эдит Пиаф. Гимн любви» и спектаклем-легендой «Ночь нежна». Запустили проект «Семейные спектакли»: «Месяц в деревне», «Маленький принц» и балет «Щелкунчик». «Многие были уверены, что первый год моей работы в театре будет подготовительным, что не стоит ждать серьезных перемен. За период сентябрь–февраль этого сезона к нам пришло в три раза больше зрителей, чем год назад, а выручка выросла с 7,4 млн рублей до 32 млн», – отмечает Сергей Герасимов.

В этом сезоне в Московском театре Луны на Малой Ордынке планируют серию премьер. Уже совсем скоро будут определены даты спектаклей «Человек-амфибия», «Чужой ребенок», «Шесть персонажей в поисках автора», «Зори. Баллада о войне и женщине», «Горячее сердце», «Волки и овцы». Также завершился кастинг по отбору юных актеров для спектакля «Питер Пэн».

Теги: #