Мэр Москвы рассказал о начале реставрации Дворца культуры завода «Серп и Молот»

Мэр Москвы рассказал о начале реставрации Дворца культуры завода «Серп и Молот»

Мэр Москвы рассказал о начале реставрации Дворца культуры завода «Серп и Молот»
Мэр Москвы рассказал о начале реставрации Дворца культуры завода «Серп и Молот»
Масштабные работы станут еще одним этапом редевелопмента бывшей гигантской промзоны площадью более 60 гектаров, расположенной всего лишь в пяти километрах от Кремля. Сейчас сложно поверить, что во время войны в шаговой доступности от Садового кольца работали доменные печи и в бесконечных цехах изготавливали броню для башен тяжелого танка ИС-2. До конца 1980-х завод работал в четыре смены, на предприятии трудились более 13 тысяч человек.

Промышленный гигант, который в народе называли «московской Магниткой», окончательно прекратил свою деятельность в 2013 году. Первые работы по реорганизации индустриальных площадей начались в 2015 году. Это было громкое событие: концепцию застройки части территории завода «Серп и Молот» определили в ходе международного архитектурного конкурса, материалы которого презентовали на Всемирном архитектурном фестивале 2013 года в Сингапуре.

В конкурсе участвовали 52 сильнейшие архитектурные команды, в состав которых вошло 157 компаний из 17 стран. В итоге на месте производственных цехов выросли бело-графитовые высотки проекта «Символ» с символичными названиями новых кварталов: «Свобода» и «Достоинство». В 2019-м началось строительство квартала «Смелость», открылся центральный публичный парк «Зеленая река». В природном пространстве есть мост на «чашах с виноградом», амфитеатр с креслами-качелями, лабиринт в «вековом дубе», гигантская песочница и питьевые фонтанчики с фильтрованной водой. Судьба заводских корпусов была предрешена с момента закрытия предприятия: после очередной реконструкции в 1970-х там не осталось исторических зданий, зацепиться архитекторам было не за что, поэтому бетонных монстров снесли без особого сожаления. Неясной до определенного времени оставалась участь местного Дворца культуры, имеющего статус объекта культурного наследия регионального значения. 

И вот мэр Москвы Сергей Собянин озвучил планы по реконструкции этого объекта. Здание на Волочаевской улице задумывалось как крупный общественный комплекс для Союза металлистов, это конкурсный проект. Архитектор Игнатий Милинис по факту занял второе место, но именно его вариант был выбран для реализации из-за наиболее рационального планирования участка. В пояснительной записке к проекту архитектор рассказал о разных возможностях круглогодичного использования территории.

«С правой стороны аллеи – выставка строительных машин с трибунами и лекторской кафедрой, к которой по узкоколейке подается со своего постоянного места для рассмотрения нужная машина. Непосредственно за демонстрационным полем расположено здание клуба. Значительная часть участка, примыкающая к левой границе, отведена под парк. Парку уделено должное внимание как необходимому условию хорошего отдыха. Правая сторона занята летним фойе зала и показательным полем сельскохозяйственных культур, где соответствующий кружок ведет работу по ликвидации агрономической неграмотности. Наконец, по границе участка, примыкающей к второстепенной улице, расположен спорт», – писал Милинис.

Здание построено в 1929–1933 годах, ему присущи все черты конструктивизма: кубические формы, свободная планировка, большие окна. Два корпуса клуба параллельны друг другу и соединены третьим, перпендикулярным корпусом-переходом. В большом корпусе с волнообразным козырьком над входом размещались театральный зал и фойе. В других, узких и длинных, расположились клубные помещения для проведения различных кружков и спортивный зал. В здании можно увидеть перекличку с известными объектами конструктивизма: дома Наркомфина на Новинском бульваре и дома-коммуны на Гоголевском бульваре. И такие параллели неслучайны – Игнатий Милинис был соавтором этих знаковых проектов.

Тот, кто ходил сюда ребенком в многочисленные кружки или очень популярный клуб аквариумистов, наверняка запомнил огромные цветочные вазоны, характерные для эпохи сталинского ампира, которые были установлены на протяжении всей лестницы, ведущей к входной группе Дворца культуры. Или многочисленные розетки и штукатурные пилястры на потолках и стенах. Эти детали добавились в ходе послевоенных ремонтных работ. Тогда завод приобрел стратегическое значение. Здесь изготавливали «серебрянку» для авиационной промышленности и ракетной отрасли, часть металла шла на нужды Военно-промышленного комплекса.

В послевоенный период для «серпачей» – так называли себя сотрудники завода – создавали прекрасные условия как для труда, так и для отдыха. Примером тому служило состояние заводского Дворца культуры. Увы, в нулевые он, как и остальные корпуса, обветшал, а после прекращения деятельности завода помещение более 10 лет простояло в запустении. На прошлой неделе в своем телеграм-канале мэр Москвы Сергей Собянин анонсировал начало работ по джентрификации этого знакового объекта. По словам столичного руководителя, проект реставрации предполагает восстановление ценных элементов разных исторических периодов. 

В здании с театральным залом освободят заложенные ранее оконные и дверные проемы и наполнят помещение естественным дневным светом. Позднюю цементную штукатурку, нанесенную уже в 1970-е годы, демонтируют, декоративные элементы восстановят и отреставрируют. Внутри воссоздадут историческую планировку, а фасадам вернут исходный цвет. В интерьерах второго здания и перехода сохранят облицовку стен и колонн из мрамора и туфа, полы из мраморных плит, а также фрагменты деревянных поручней лестниц, оставшихся со времен строительства ДК. «После реставрации «Серп и Молот» превратится в арт-квартал и станет настоящей точкой притяжения. Полномасштабные работы планируем начать с наступлением тепла», – уточнил Сергей Собянин.

Ожидается, что на территории нового арт-квартала появятся концертно- театральная площадка и пространства для мероприятий, музыкальный клуб, галерея современного искусства, лекторий, фотостудии, ювелирные и керамические мастерские, коворкинг, фуд-маркеты и бары, бьюти-зона и зона спа, смотровая площадка. А еще планируют разбить парк для летних фестивалей. Кстати, это уже не первая попытка адаптировать дворец под музыкальное пространство. Еще в конце прошлого века здесь была репетиционная база группы «Коррозия металла», а в начале нулевых тут планировали открыть культовый клуб «Дягилев».
Пока не известна судьба одного из символов Дворца культуры – скульп-туры сталевара, стоявшей у входа. Она исчезла в начале нулевых. Учитывая, что инвестор пообещал вернуть объекту аутентичность, есть надежда, что сталевар, пусть и в виде копии, вернется на привычное место.