Московские театральные премьеры, которые могут удивить - Московская перспектива
Московские театральные премьеры, которые могут удивить

Московские театральные премьеры, которые могут удивить

Московские театральные премьеры, которые могут удивить
Московские театральные премьеры, которые могут удивить
Репертуар столичных драматических театров велик и разнообразен – от академических постановок мировой классики до авангардных поисков нового прочтения известных пьес. Причина тому проста – сложно встретить где-либо еще столь избалованную публику, как в Москве. И битва за ее внимание идет нешуточная.

Высокие требования, которые задает зритель, побуждают режиссеров и труппы находиться в вечном поиске. Удивлять и привлекать помогают новые форматы, которые берут в свой арсенал многие театры. Среди них есть и эксперименты, которые определенно заслуживают внимания. «МП» рассказывает о нескольких новаторских сценических решениях.

ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ
Одним из новых жанров театра стал вербатим. Этот термин означает дословное, точное воспроизведение различных текстов. Он появился около века назад и пережил несколько периодов популярности, за которыми следовало затишье.
В Театре имени Моссовета режиссер Павел Пархоменко решил вновь возродить этот стиль. Неслучайно была выбрана именно камерная сцена – это помогло погрузиться в более бытовую атмосферу. Ведь вербатим – вид документального представления, в котором используются реальные истории людей. Интересно, что подготовкой сценария отчасти занимаются сами актеры, которые ищут респондентов: это могут быть, скажем, случайные прохожие, пассажиры поезда или покупатели магазина. Удивительно, сколько всего интересного таят в себе незнакомцы, у которых актеры берут интервью и адаптируют его для спектакля. Так, моссоветовцы, поставившие вербатим «Москва. Полный круг», познакомили своих зрителей с персонажами московского метро, в которых многие, возможно, узнают себя. Это так называемый спектакль в спектакле, созданный по всем законам драматургии и рассчитанный на многогранную публику.

СТИРАЮЩИЙ ГРАНЬ
Иммерсивность – это эффект погружения в сюжет наравне с актерами, в котором задействованы все органы чувств. Зритель не просто наблюдает за действием из зала, а становится частью происходящего, взаимодействуя с актерами и сценографией, ощущая запахи, слушая звуки и наблюдая детали, погружаясь в абсолютно новый мир. В Москве иммерсивные театры появились совсем недавно, разбавив привычные постановки необычными, в которых зритель может сам выбирать, за какой сюжетной линией следить. Ведь действия спектаклей довольно часто разворачиваются и в непривычных локациях. 

На сегодняшний день существует несколько видов этого жанра – например, энвайронмент и променад. Первый вид переводится с английского как «окружающая среда», поэтому в подобных спектаклях в качестве места действия выбирают строящиеся здания, памятники архитектуры или музеи. Здесь зритель по-новому смотрит на сюжет, изучая пространство. Второй вид в переводе означает «прогулка», следовательно, сюжет раскрывается через призму небольшого квеста или путешествия. В целом эти виды призваны дать зрителю новую роль, сделав его героем истории.

В Россию эта модная тенденция пришла из Лондона и Нью-Йорка, где создали несколько уникальных проектов, стирающих грань между реальным и виртуальным. Наши режиссеры вдохновились этим опытом и внесли свои коррективы, создав любопытные произведения. К примеру, этой весной выходит в свет опера-променад «Пиковая дама», где гости вместе с актерами отправляются в путешествие по исторической усадьбе Гончарова–Филипповых и каждый акт разворачивается на расстоянии вытянутой руки.