Москва продолжает процесс ревитализации набережных

Москва продолжает процесс ревитализации набережных

Москва продолжает процесс ревитализации набережных
Москва продолжает процесс ревитализации набережных
Намерение властей столицы обустроить набережные, включив их в живую, комфортную ткань города, не было выделено в отдельную городскую программу, например, такую, как «Мой район». Но при этом данное направление успешно развивается уже 10 лет. Процессы стартовали в 2015 году с разработки методических рекомендаций для проектировщиков и застройщиков. А начались преобразования с отдельных прибрежных участков.

На недавно состоявшейся конференции «Набережные без границ» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил, что до этого момента даже титульная река города не была местом притяжения его жителей и транспортной осью Москвы. На 10 процентах освоенных территорий проживало всего два процента москвичей. В то время как в самых разных городах мира участки вдоль рек плотно заселены и считаются наиболее престижными.

Процессы по изменению ситуации начались в 2015 году с проектирования мостов. Сейчас строится семь, причем разных форм и конструкций. Есть сооружения с совмещенными инженерными решениями, например, в Филях, Мнёвниках, в Нагатинском затоне. Это обогащает городские ландшафты интересными визуальными образами, а практику столичного мостостроения новыми навыками и решениями. «До старта возведения новых мостов я считал, что это будет идти сложно, тормозя весь процесс речных преобразований. А оказалось иначе. После сдачи семи мостов в городе стартуют стройки по 14 новым. В этом отношении процесс идет с опережением», – отметил Сергей Кузнецов.

Появится в городе и настоящая верфь на базе существующего судоремонтного предприятия в Нагатино. Но главный курс взят на придание территориям вдоль рек новой функции – рекреационной, прогулочной. Прибрежные зоны бывшего завода «ЗИЛ», «Лужников», Карамышевской набережной уже приобрели совершенно иной вид. Новым принципом безбарьерного взаимодействия реки и города, как отметил Кузнецов, руководствовались и при реконструкции Москворецкой набережной вдоль парка «Зарядье». Существенным дополнением к этому процессу стало развитие судоходства, запуск всесезонных речных электротрамваев. При таком подходе река получит новые производные функции. Они могут быть связаны и с развитием курортных центров – открытых бассейнов, что уже происходит, и с созданием марин. Наиболее активной транспортной частью Москвы-реки может стать бьеф, отрезок между двумя шлюзами – Коломенским и Мнёвниками. Намерение двигаться в одном направлении изъявляют и город, и девелоперы. Главный архитектор столицы считает несомненным плюсом, что власти и бизнесу удалось прийти к единому пониманию темы.

Генеральный директор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский рассказал о таком новом виде активности, как сапбординг. В Москве уже проводятся фестивали по этому виду спорта, и зрелище, когда сотни горожан перемещаются по реке, стоя на сапбордах, выглядит феерично. Он напомнил, что протяженность берегов Москвы-реки составляет 201 км. Это говорит об огромных возможностях всего лишь одной водной артерии города. Самые разные города мира за счет таких пространств успешно решают проблему дефицита парковых и развлекательных зон, разделяя прибрежные территории на разнообразные ландшафтные зоны и предлагая жителям уникальные сценарии времяпрепровождения.
В Сингапуре, например, река охлаждает город – именно поэтому она становится центром притяжения. Интересная практика уже появляется и в Москве. Удачными, по мнению Георгиевского, можно считать речные «балконы», продолжающие дизайн парящего моста в «Зарядье». Мост и «балконы», выполненные в одной стилистике, можно рассматривать как часть единого дизайн-кода столицы. Положительно он оценивает даже эффект провокационного арт-объекта «Большая глина» на Болотной набережной Москвы-реки возле ДК «ГЭС-2». Она тоже стала своего рода магнитом для горожан.

Стремлением раскрыть потенциал рек полны и девелоперы. Хотя схемы взаимодействия их с городом в этом процессе различны. Ранее наиболее трудоемкие вопросы (углубление дна, берегоукрепление) выполняли за счет бюджета, бизнес брал на себя обустройство прилежащих территорий, создавая прогулочные зоны, велосипедные и беговые дорожки, озеленяя и декорируя их малыми архитектурными формами. Как выяснилось, в каждом случае распределение нагрузок выглядит по-разному. Есть примеры, когда девелоперы справляются с береговыми территориями самостоятельно. Так развивалось обустройство Нагатинской поймы в рамках проекта «Ривер-Парк». При этом принцип, заданный городом, выдерживался: создавалась единая прибрежная зона, тесно взаимодействующая с жилой застройкой.

По аналогичному принципу станет развиваться и набережная Южного порта. Ее береговая часть растянется на 13 км и визуально будет представлять собой единой целое. Застройкой 7,24 га земли здесь будет заниматься ГК FORMA. Чтобы сделать максимально насыщенным и интересным свой прибрежный участок, компания заказала проект голландскому бюро West 8. А чтобы изменения были максимально зримыми на первых этапах строительства, компания уже создает пирс для легкомоторного речного транспорта.

Компания Level Group имеет в своем портфолио пять проектов, связанных с прибрежными зонами. По расчетам, которыми поделился партнер компании Андрей Меркулов, расценки на квадратные метры имеют прямую корреляцию с расположением жилого комплекса и видами, которые открываются из окон его домов. Если человек покупает квартиру с панорамным видом города, то стоимость квадратного метра возрастает на три процента, если на городские доминанты – на 5–7 процентов. Жилье у воды обойдет дороже на 15 процентов. Такая «математика» и является дополнительным аргументом в пользу ценности прибрежных пространств Москвы.