«Москве повезло с градоначальником»

«Москве повезло с градоначальником»

«Москве повезло с градоначальником»
«Москве повезло с градоначальником»
Депутат Государственной Думы, советник мэра Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Владимир Ресин два десятилетия руководил стройкомплексом столицы, а в общей сложности почти 60 лет строит Москву. Владимир Иосифович один из тех, кто стоял у истоков нашей газеты. Именно он предложил назвать издание строителей «Московская перспектива». Это и еще много интересного узнали сотрудники редакции в беседе с депутатом накануне юбилея газеты.

У ИСТОКОВ

Владимир Иосифович, вы ведь стояли практически у истоков издания?
– Да. Вспоминается, в 1957 году, когда была образована газета, она тогда называлась «Знамя строителя» – по решению Хрущёва был создан Главмосстрой. По сути, министерство, куда передали все строительные организации Москвы и области. А я в то время был студентом 4-го курса Московского государственного горного института имени Сталина, в 1958 году его окончил. Тогда у меня и мысли не было, что стану работать в Главмосстрое, так как первые годы трудился на угольных разрезах. Но так получилось, что именно в этом главке я в начале 1965 года оказался в качестве начальника строительного управления. То есть через восемь лет после того, как была организована ваша газета. «Знамя строителя» было на столе у каждого руководителя в отрасли.

А как вы начинали?
– По образованию я инженер-экономист. Начинал горным мастером, потом заместителем начальника участка, в Заполярье работал на строительстве обогатительной фабрики, там жили в бараках бывших заключенных. Когда в Москву перевели, был главным инженером шахто-строительного управления. Когда стал начальником СУ Главмосстроя, мы новые районы строили – Ясенево, Теплый Стан, другие. А когда возглавил столичный стройкомплекс в должности первого заммэра Москвы, работы по всем направлениям прибавилось, в том числе и в дорожном строительстве: Северо-Западный тоннель глубокого залегания прокладывали щитом с 5-этажный дом, Третье транспортное кольцо с шестью тоннелями, да много всего.

НИ КОПЕЙКИ ИЗ КАЗНЫ

Вы бессменный куратор программы строительства православных храмов. Как идет ее реализация?
– Программе 12 лет. Ее предложил Патриарх, а старт дал мэр Москвы Сергей Собянин. За это время создано фактически новое направление в строительстве – храмостроительство со всей нормативно-технической базой. Только финансирование идет всем миром: с помощью Божией, москвичей и активных крупных жертвователей. Тратится в год 3–4 млрд рублей – и ни копейки из казны. Сегодня на одобренных РПЦ участках включены в программу 208 храмовых комплексов и 70 на территории Новой Москвы, причем 17 – сверх программы. Всего же за 12 лет в Москве возведено 117 храмовых комплексов.

Санкции программе строительства храмов не мешают?
– Нет, более того, международная истерия под флагом «ложной демократии» помогла нашему народу и власти понять, какое важное дело мы делаем. Только за 10 месяцев этого года уже открыли для прихожан восемь храмов.

Владимир Иосифович, одна из самых значимых вех Москвы – возвращение православной святыни, храма Христа Спасителя. А что было там самым сложным?
– Принять решение. Ведь оно принято было в тяжелые 1990-е. Спросите, почему удалось храм Христа Спасителя воссоздать в конце ХХ века за пять лет, а не за сорок пять, как в XIX веке? Дело не только в техническом прогрессе. Причина ускорения – в конкретных сильных личностях, их решениях. И Божьей воле. Сам Патриарх Алексий II возглавил Общественный наблюдательный совет по воссозданию храма. Помню, после освящения храма Святейший сказал: «Сталин и Каганович разрушили храм Христа Спасителя, Лужков и Ресин его восстановили». 

А ведь ни одна стройка в городе не начиналась под такие «громы и молнии», как эта. Заголовки газет тех дней чего стоят: «У нас есть дела поважнее», «Покаяние за счет бюджета», «Храм Христа или памятник мэру?», «Дорога от храма»... Многие выступали противниками строительства. Директор бассейна «Москва», устроенного на месте взорванного собора, говорил, что людей хотят лишить здоровья, раз вместо бассейна тут будет храм. Сотрудники Пушкинского музея опасались вибраций, которые могли возникнуть во время строительных работ, и так далее. Несмотря ни на что в канун 2000 года храм Христа Спасителя открылся для народа. Мы воссоздали не только собор по проекту Константина Тона, но и построили Зал церковных соборов, подземный храм и музей, парковку. Золотой купол храма парит на стометровой высоте. Под ним могут собраться свыше 10 тыс. человек.
Помогло этому одно важное обстоятельство. Мы не развалили, как в Ленинграде или других городах, строительный комплекс, сохранили испытанные кадры руководителей и рабочих строительных управлений.

ПОМОЛОДЕЛ НА СТРОЙКЕ БОЛЬШОГО

На вашем счету реконструкция Большого театра. В чем ее уникальность?
– Историческая часть здания осталась неприкосновенной, это же памятник истории, культуры и архитектуры, охраняемый
ЮНЕСКО. Интерьерам реставраторы вернули тот вид, в котором они были в 1856 году, когда театр восстановили после пожара. Но до этого были годы реставрационных, восстановительных и строительных работ. Никогда не забуду, как в первый приход на стройплощадку Большого мы вместе с заместителем руководителя администрации президента страны Александром Бегловым спустились в котлован – а там все в воде, стены в трещинах, рядом идут водоводы. Всякое видел, но такое!.. Я ему говорю: «Александр Дмитриевич, я помолодел лет на 30 – такой бардак только в Заполярье встречал в молодые годы». А он: «Я подумал – за какие грехи мне это поручили?» Потому что действительно убойное поручение. И спрашивает: «Как-то можно уйти от этого вопроса?» Я ему говорю: «Александр Дмитриевич, знаете, это как в первую брачную ночь – как ни ложись, все равно деваться некуда» (смеется). Театр стоит на плохих грунтах. Это стало бы проблемой и в будущем, если бы по предложению академика Вячеслава Ильичева не было решено посадить Большой на новую опору. Я ночь не спал перед тем, как опустить театр на новый фундамент. Боялся, что рухнет! Сначала под историческое здание подвели 7 тыс. металлических свай и одновременно начали строить новый фундамент. Момент, когда пришла пора опустить на него стены, был очень ответственным. К счастью, все прошло успешно, проблема устойчивости здания была решена раз и навсегда.

«СИТИ» КАК ОСВОЕНИЕ КОСМОСА

Когда закладывали первый небоскреб делового центра «Москва-Сити», у него была масса противников, но вас это не остановило.
– Многие считали «Сити» бессмысленной и дорогой игрушкой. А сегодня ММДЦ делает Москву современной, ставит ее в один ряд с другими мировыми мегаполисами. Идеолог этого проекта архитектор Борис Тхор тогда сказал, что для нас это было как освоение космоса. Все с нуля, в штабном режиме шло экспериментальное строительство, создавалась нормативная база, разрабатывались технологические решения, опробовались строительные материалы. У нас и пожарных машин не было, чтобы с такой высоты снимать людей. Именно тогда мы начали продумывать всю систему вертолетных площадок в системе МЧС в городской черте. В 1990-х, когда начиналось строительство «Сити», никто не мог предположить взрывного роста автопарка в такие короткие сроки. Поэтому первое, что пришлось сделать новому правительству Москвы во главе с Сергеем Собяниным, – сместить акцент со строительства зданий на развитие инфраструктуры. Строили новые съезды с ТТК, организовывали парковочные места, ввели несколько станций метро. Для того чтобы обеспечить эффективную работу крупного делового центра, нужно, например, тот же транспорт развивать не только локально в районе «Сити», но и по всему городу, включая связь с аэропортами, вокзалами. Участники международных встреч будут заниматься не только бизнесом, но и отдыхать. А это вся индустрия туризма и развлечений – музеи и парки, рестораны и кафе, спортивные и досуговые центры. Все это работает и для самих москвичей, и для гостей города. Между прочим, никто не предвидел, что туда переедет правительство. Благодаря этому центру все, что рядом находится, очень здорово выросло в цене. Москва пошла дальше: идет реализация проекта «Большого Сити». И из расположенных рядом пятиэтажек, которые мы не успели снести, уже никто не хочет уезжать.

КАЖДЫЙ ОБЪЕКТ – НОВАЯ ЛЮБОВЬ

Какими еще стройками вы гордитесь, а что с позиций сегодняшнего дня хотели бы изменить?
– Вы знаете, я не откажусь ни от одной стройки. Объектов, которыми можно гордиться, длинный список. Охотный Ряд, Манеж, Поклонная гора, Серебряноборский тоннель с Живописным мостом, Библиотека МГУ, Гостиный Двор, «Триумф-Палас», Третье кольцо и многое другое. За 60 лет работы в пору не объектами, а целыми программами мерить. Программа сноса ветхого жилья в Москве, когда было снесено почти 7 млн хрущевок и 360 тыс. москвичей получили бесплатно заветные новые квартиры. Программа комплексного освоения территорий промзон, когда была подготовлена нормативно-техническая и проектная база для сегодняшней большой работы. Наконец, программа строительства храмов в Москве.

А есть у вас любимые объекты в столице?
– Знаете, любовь такая штука – быстро проходит. Когда что-то строю – люблю этот проект, потом пришел новый объект – его люблю, иначе не получается.

НЕ ЗАКОНОТВОРЕЦ, А ХОЗЯЙСТВЕННИК

В течение трех депутатских сроков вы принимаете активное участие в принятии законов для страны. Какие считаете важнейшими?
– У журналистов всегда на слуху резонансные для общества законопроекты. Хотя остальные не менее значимы для развития страны. Из нашумевших назову закон об изъятии земель для государственных нужд, о долевом строительстве, о реновации в Москве, о проектном финансировании, о комплексном развитии территорий (так называемом законе о Всероссийской реновации) и самый главный – поправки в Конституцию России. Но важных для отрасли много больше. Я третий созыв в Госдуме возглавляю Экспертный совет при профильном комитете, в полномочия которого входят вопросы правового регулирования строительной отрасли, градостроительной деятельности, проблем долевого строительства, строительной промышленности. Вижу изнутри, насколько ответственно власть и эксперты относятся к итогам своей законодательной работы и защите интересов граждан России. А личным достижением считаю участие в принятии закона, благодаря которому с 2019 года обращение с твердыми коммунальными отходами стало самостоятельной коммунальной услугой, которую предоставляют региональные операторы. Сегодня это очень важная составляющая в системе ЖКХ. Законы, в разработке или доработке которых я участвовал, сугубо прагматичны, связаны с повседневной жизнью людей. Я не считаю себя каким-то крупным законотворцем, я как был хозяйственником, так им и остался.

ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН МАРФИНО

Вы один из соавторов закона о реновации, в него вложено много ваших идей. Каково ваше мнение по поводу качества домов, квартир по реновации в Москве? Сейчас ведь требования новоселов очень выросли.
– К чему стремились, принимая закон, то достигнуто. Почему? Потому что фактически квартиры принимают те, кто будет в них жить. Сегодня любая семья получает квартиру такого уровня, как раньше мы делали для работников ЦК партии, для первых лиц. Вот недавно смотрел дом по реновации в Марфино. Так по сравнению с ним те здания, которые считались шиком в советское время, просто чепуха! Научились делать, причем в чистовой отделке. Был удивлен, когда там женщина сказала мне: «Вас в Марфино все знают, вы же у нас почетный гражданин». А я и не знал.

ОШЕЛОМЛЯЮЩИЕ СТРОЙКИ

Какое впечатление на вас производят нынешние градостроительные изменения?
– Я впечатлен успехами Москвы и считаю, что ей повезло с градоначальником. Сергей Собянин преобразует Москву в образцово-показательный социальный город. Тот факт, что Москва встала в один ряд с ведущими мировыми мегаполисами, а по ряду позиций лидирует, соответственно, отражается на общем уровне жизни горожан. Стройкомплекс, которым руководит Андрей Бочкарёв, очень эффективно действует, развивает потрясающие проекты. Скорость строительства метро ошеломляет. За 10 лет 100 новых станций! И такие темпы только в России, только в Москве, нигде больше во всем мире. Всегда в Москве были самые передовые методы управления, своя специфика, методика из поколения в поколение переходила.

«ДЕНЕГ НЕТ. ЦЕЛУЮ, ПАПА»

А свою первую жилплощадь в Москве когда получили?
– Свою первую квартиру я получил в 1966 году, уже будучи начальником управления, – 43,5 кв. метра на Якиманке.

Вы занимали высокую должность – и такая скромная площадь?
– Да, в одной квартире жили мои родители и я с семьей. Уже когда я стал начальником главка, мне дали жилье побольше, в правительственном доме. А мой старший брат вышел в отставку, он полковник, служил в Магадане и, вернувшись в Москву, въехал в прежнюю квартиру.

Как-то вы рассказывали нам историю, как в ответ на просьбу прислать денег, когда вы с женой отдыхали в Сочи, отец послал вам телеграмму: «Денег нет. Целую, папа». Вас не баловали?
– Родители нас с братом Леней любили. При этом воспитывали так, чтобы мы учились рассчитывать только на свои силы, отвечать за свои поступки и решения. Я, как будущий инженер-экономист, обязан был знать не только в теории, но и, так сказать, на своей шкуре прочувствовать, что значит планировать расходы, распределять бюджет. Дал хороший урок жизни.

У вас раньше стояла на столе табличка: «С деньгами и дурак построит». Сейчас убрали?
– В 1990-е годы это была вынужденная мера. Вы представляете себе картину: домостроительный комбинат № 1 – три завода,
13 тыс. работников – финансируется бюджетом страны. В декабре 1991 года этот коллектив был обеспечен, а в январе все пришли на работу, а денег уже нет и взять неоткуда, бюджетное финансирование закончено. Вот и появилась на столе эта табличка. Тогда мы с Лужковым вошли в рынок от безысходности: строителям разрешили брать кредиты, договорились с банками. Организации строили, продавали, возвращали кредиты, городу отдавали жилье – схема работала. Сейчас это уже, к счастью, неактуально.

АВТОРСТВО ЛОГОТИПА

Владимир Иосифович, вы всегда были другом нашего издания, возглавляли редакционный совет. Что можете сказать о газете того времени?
– Что важно – в «МП» всегда работали хорошие журналисты. Они были тесно связаны со строителями, их жизнью и интересами. Главные редакторы по профессиональному уровню были не ниже редакторов известных московских изданий, таких как «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва» и других. Строители любили газету, выписывали ее. До сих пор номера разбирают, как только они выходят из печати.

А правда, что именно вы придумали название «Московская перспектива»?
– Да, правда, потому что комплекс, которым я тогда руководил, назывался комплексом перспективного развития.

Теги: #