МСД связал 14 вылетных магистралей столицы
Уникальная дорога
Московский скоростной диаметр – это новая трасса протяженностью 68 километров, которая появилась благодаря объединению Юго-Восточной и Северо-Восточной хорд. Это самая протяженная бессветофорная дорога в России, которая тянется с севера на юг и связывает 14 крупнейших магистралей города: Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Южную рокаду, Каширское и Варшавское шоссе. «Для миллионов автомобилистов создание МСД будет означать новую транспортную реальность: максимально быстрые и комфортные поездки из одной части города в другую», – подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин. Новая магистраль на треть снизит нагрузку на Садовое кольцо, ТТК и МКАД, улучшит обслуживание аэропортов Шереметьево и Домодедово, вокзала «Восточный» и других городских объектов.
МСД не только проходит по территории города, но и выходит за его пределы. «На севере его продолжает федеральная трасса М11 Москва – Санкт-Петербург, на востоке – строящаяся магистраль М12 Москва – Казань. На юге МСД в перспективе будет связан с одной из главных магистралей ТиНАО Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Таким образом, по МСД через всю Москву, минуя центр, можно будет проехать без единого светофора всего за 40 минут», – отметил и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Технические решения
Строительство магистрали велось в несколько этапов, финальными из которых стали южный участок от шоссе Энтузиастов до МКАД и северный участок от Лухмановской улицы до выхода на федеральную трассу М12 «Восток». В сентябре оба участка открыли президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. Протяженность южного участка составила 28 километров. В рамках открытого южного участка МСД одним из наиболее технически сложных стал отрезок от Грайвороновской до Шоссейной улицы – здесь введены эстакада основного хода протяженностью 1,5 километра и эстакады-съезды на Волгоградский проспект. Для строительства использовали 27 тонн металлоконструкций. В составе участка МСД до трассы М12, который стал завершающим этапом строительства северного направления, построили три путепровода общей протяженностью 721 метр, а также мост через реку Пехорку длиной более 300 метров. На пересечении с Лухмановской улицей появился кольцевой разворот. Созданы боковые проезды вдоль основного хода и съезд на Зенинское шоссе. «Строители реконструировали прилегающие к трассе районные улицы, благоустроили территорию и возвели два подземных перехода. Всего на участке построено или реконструировано более 14 километров дорог», – уточнил Андрей Бочкарёв.
Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов подчеркнул, что создание участка и его интеграция в сложившуюся городскую среду потребовали сложных проектных решений. «Самый длинный из двух путепроводов – на пересечении с Лухмановской улицей – проходит над территорией, где расположены тоннели Некрасовской линии метро. Увязка двух транспортных объектов, обладающих большим количеством инженерных сетей, стала результатом сложной работы проектировщиков. Другой непростой задачей стало переустройство воздушных линий электропередачи мощностью 220 и 500 киловольт, и она была успешно решена», – подчеркнул Юрий Кравцов.
Была разработана архитектурно-градостроительная концепция сооружений, входящих в инфраструктуру нового участка МСД. Каждый путепровод имеет оригинальный дизайн. В основу архитектурных решений мачт освещения и шумозащитных экранов заложены ломаные линии, сегментные формы с использованием металлических конструкций в сочетании со светопрозрачными материалами. Такое решение придает объектам уникальный современный облик. В работе специалисты «Мосинжпроекта» активно использовали цифровые технологии, которые позволили серьезно увеличить скорость стройки – в короткие сроки были рассчитаны спецификации элементов конструкций моста через реку Пехорку и участка дорожной сети, соединяющих северное направление Московского скоростного диаметра с трассой М12 «Восток» в районе Некрасовки. С помощью ТИМ также были определены количество необходимых стройматериалов и объем строительно-монтажных работ. Технологии информационного моделирования помогли разработать проект в увязке с существующими дорожными объектами и подземными коммуникациями. Как сообщили в «Мосинжпроекте», проект сложен и тем, что под новым мостом находится еще один мост через Пехорку –
на Зенинском шоссе. Специалистам удалось успешно увязать в проектном решении оба искусственных сооружения – новый мост и его инженерные системы не мешают функционированию существующих объектов. Проведенные расчеты позволили организовать строительство так, что движение на действующем мосту не перекрывалось.
Транспортный эффект
Северный участок МСД позволил улучшить транспортную доступность районов Косино-Ухтомский, Некрасовка и округов Люберцы и Жуковский МО, где живут свыше 610 тысяч человек. Этот отрезок разгрузит сегмент МКАД до шоссе Энтузиастов на 7%, снизит на 10% загрузку Зенинского шоссе и на 5% – шоссе Энтузиастов. На 35% упадет загрузка небольших внутриквартальных улиц.
Южный участок МСД обеспечил москвичам комфортный доступ к жилой застройке и социальным объектам районов Печатники и Текстильщики, а также позволил разгрузить развязку Волгоградского проспекта с ТТК и Люблинскую улицу. ®