На стенде Москомархитектуры в Гостином Дворе представили экспозицию, посвященную БКЛ
Одиннадцатая по счету и самая протяженная кольцевая линия метро в мире стала для Москвы знаковым явлением в развитии транспортной архитектуры. Большая кольцевая линия строилась 11 лет и позволила кардинально обновить городскую транспортную систему, заложив основу для реализации новых радиальных линий и транспортных связок, объединив метрополитен с МЦК, МЦД и наземным общественным транспортом. Всего в рамках этого проекта были построены 31 станция (28 с нуля и три полностью реконструированы) и три электродепо. Длина БКЛ составила 70 км, в итоге она более чем в три раза превысила старую Кольцевую линию (19,4 км) и стала самой длинной в мире.
Автором инсталляции в Гостином Дворе выступило бюро KRNV architects. В основу визуального ряда были положены узнаваемые морфотипы метро – тоннели, арки, своды, вестибюли, образы 31 станции Большой кольцевой. Такое решение показало – и не вызывает сомнения – что БКЛ стала целой вехой в развитии транспортной архитектуры столицы, в этом проект наследует традициям первых линий метрополитена.
Председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская прокомментировала проект, поставив его в ряд важнейших достижений столицы. Она отметила яркую эклектичность визуальных решений станций, что и сделало кольцо интересным и насыщенным образами. «Опыт строительства БКЛ убедительно демонстрирует, что типовые проекты могут иметь уникальный облик. В архитектуре новых станций соединяются богатая история города, дух старого метрополитена и ультрасовременная урбанистическая архитектура. И все же главная визитная карточка самой протяженной линии столичного метро – это мастерство эклектики. Архитекторы смело смешивали стили, фактуры и эпохи: тяжелые чугунные тюбинги здесь обрамлены белоснежным фарфором, ткацкий станок пронизан неоново-голубым светом, хай-тек соседствует с монументальным романским стилем, на панно с защитниками Древней Руси можно полюбоваться сквозь иллюминаторы, а мозаичные речные жители плавают недалеко от «затонувших сокровищ» – комсомольского значка и монет СССР. И что важно, БКЛ в полной мере дышит духом нового времени», – отметила Юлиана Княжевская.
Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов сравнил процесс создания БКЛ с соборным строительством России. «Я воспринимаю наше метро с его 14 линиями и 250 станциями как одно сооружение, которое строится уже 88 лет и будет строиться дальше. Так веками создавались некоторые соборы, в архитектуре которых нашли отражение стилевые предпочтения разных времен. Московское метро – это такой мегапроект, позволяющий путешествовать во времени, этим оно всегда и привлекало. В оформлении станций БКЛ мы старались сохранить эту уникальность: все проекты разные, яркие, запоминающиеся, достаточно просто выглянуть из прибывающего на станцию поезда и сразу понять по облику, где ты находишься», – отметил Сергей Кузнецов.
На проекты ряда станций БКЛ были проведены архитектурные конкурсы. Благодаря им несколько молодых проектных команд смогли реализовать свои свежие замыслы, в результате московская подземка пополнилась коллекцией оригинальных и новаторских решений. Это «Марьина Роща», «Кунцевская», «Терехово», «Мневники», «Нагатинский Затон» и другие. В них переосмыслены характерные приемы оформления классических станций с их величественными пилонадами и расширяющими подземное пространство порталами. Но к мрамору и гранитному камню добавились облицовочный бетон и современные композитные материалы (из которых, например, выполнены бесшовные зеркальные шары павильона «Марьиной Рощи»). И даже традиционная смальта, использованная художником Дейнекой в оформлении «Маяковской», авторами «Нагатинского Затона» была прочитана современным языком.