Наш метропоезд стоит на запасном пути
Закрывшаяся на реконструкцию Каховская ветка столичной подземки вновь откроется для пассажиров в 2022 году, но уже в составе БКЛ. За это время строителям предстоит провести полную реконструкцию как входящих в нее станций, так и перегонных тоннелей между ними. После интеграции с кольцом интенсивность движения поездов на участке от «Каширской» до «Каховской» увеличится, что, в свою очередь, приведет к росту пассажиропотока.
Каховская ветка – самая маленькая в столичной подземке – была введена в эксплуатацию в 1969 году сначала как часть Замоскворецкой линии, из которой выделилась в 1995-м. В ее составе всего три станции – «Каширская», «Варшавская» и «Каховская». Среднее время поездки по всей ветке протяженностью 3,3 км составляло 5 минут. Уже в Генплане 1971 года предполагалось, что участок «Каширская» – «Каховская» когда-нибудь войдет в состав Большого кольца метрополитена, которое сейчас трансформировалось в более масштабный и эффективный проект БКЛ. И вот наконец это время пришло.
Чтобы Каховская ветка и входящие в нее станции смогли работать в условиях высокой интенсивности перевозок и увеличенного пассажиропотока, их инфраструктура нуждается в существенном обновлении. «Напомню, что это действующая линия, построенная более 40 лет назад. Для того чтобы запустить ее в составе Большой кольцевой линии, нам необходимо полностью заменить все рельсы, оборудование, сделать ремонт платформ», – отмечает глава стройкомплекса Марат Хуснуллин. По его словам, строителей ожидает большой объем работ, фактически предстоит отстроить заново станции.
Первой в конце марта 2019 года на реконструкцию закрылась станция «Каховская». К настоящему времени строители уже демонтировали облицовку стен, колонн и гранитных полов платформы. Начали разбирать платформенные плиты и верхнее строение пути в тупиках за станцией. В ходе работ планируется построить дополнительный переход с «Каховской» на Серпуховско-Тимирязевскую линию, а также приспособить станцию для использования маломобильными пассажирами. Для этого в одном из вестибюлей будет установлен лифт с двумя остановками: на пересечении улиц Каховки и Азовской, а также в кассовом зале. При этом архитектурное оформление «Каховской» в ходе реконструкции никак не изменится. Строители обещают заново облицевать стены гранитными плитами и сохранить исторический облик с восьмигранными колоннами. На своих местах останутся также литые вставки скульпторов Сошинской и Горчакова с сюжетами гражданской войны.
Две другие станции – «Варшавская» и «Каширская» – закрылись на реконструкцию 29 октября. Там тоже модернизируют инфраструктуру, заменят инженерные коммуникации, облицуют путевые стены и платформы, поменяют рельсы, а архитектурный облик оставят без изменения. Кстати, станция «Каширская» Замоскворецкой линии на время строительства закрываться не будет и продолжит работу в прежнем режиме. Также жители соседних районов смогут воспользоваться станцией «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии.
Самая ответственная задача, отмечают строители, подготовить Каховскую ветку для стыковки с БКЛ. С запада уже идет проходка тоннеля от станции «Зюзино», с востока ожидается соединение с «Кленовым бульваром». «Со стороны «Каховской» примыкание довольно простое, – поясняет замгендиректора Мосметростроя Сергей Камышов. – Там есть забетонированные торцы тоннелей, которые мы просто откроем. С «Каширской» сложнее. Трасса БКЛ подходит таким образом, что придется перестраивать 150 метров тоннелей, чтобы вписаться в кольцо».
После реконструкции станция «Каховская» станет частью южного участка БКЛ, в составе которого также строятся станции «Улица Новаторов», «Воронцовская» и «Зюзино». Для пассажиров этот участок планируется открыть в 2021 году. А станции «Варшавская» и «Каширская» войдут в восточный участок – его запуск запланирован на 2022 год. (Также на восточном участке откроются станции «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар».) После интеграции в БКЛ число поездов, курсирующих по бывшей Каховской ветке, увеличится с семи до 101 состава, а значит, интенсивность перевозок существенно возрастет. Если до реконструкции «Каховская» принимала 57,8 тыс. человек в сутки, то после включения в БКЛ число пассажиров на станции увеличится до 95 тыс. в сутки. На «Каширской» число пассажиров вырастет с 78 тыс. человек в сутки до 90 тыс. А самые заметные изменения произойдут на «Варшавской», где пассажиропоток вырастет в 2,3 раза – с 55 тыс. до 125 тыс. пассажиров в сутки.