Названа работа-победитель конкурса StoneART

Названа работа-победитель конкурса StoneART

Названа работа-победитель конкурса StoneART
Названа работа-победитель конкурса StoneART
Столичные девелоперы уже не первый год демонстрируют любовь к искусству, внедряя в свои проекты художественные объекты. Опыты были разными и по масштабу, и по итогу. Компания Stone объявила конкурс на лучший арт-объект для строящегося офисного пространства Stone Tower. Идея была поддержана Москомархитектурой, в результате конкурс получил размах и качественный результат.

На участие в соревновании были присланы 170 заявок от 146 участников из 28 городов России. Такой интерес оказался неожиданным. Неожиданно высоким был и уровень работ, представленный художниками. В рамках мероприятия, посвященного объявлению победителя, состоялась дискуссия «Есть ли жизнь в городе без искусства», организованная Москомархитектурой. В ней приняли участие члены жюри, представители архитектурного и художественного сообщества. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов похвалил идею этого творческого соревнования. По его мнению, внедрение актуальных арт-объектов в современную среду города – новое для Москвы явление. При этом столица имеет собственный бэкграунд еще советского периода. Причем стили, в которых они были выполнены, поражают своим разнообразием. Мозаичные панно, городская скульптура, «золотые мозги» Академии наук или вызвавший массу споров Петр Первый Зураба Церетели, наконец, нашумевшая абстракция «Большая глина» – этим список не исчерпывается и может быть продолжен.

Куратор конкурса, основатель платформы САБСТАНЦИЯ Сабина Чагина напомнила о городском проекте НЕТСТЕН, утвердившем искусство граффити в столице. Она отметила, что зачастую арт-объекты рождаются как случайные элементы городского декора и, по сути, предметами искусства не являются. В таком случае возникает вопрос: где та грань качества, которая наделяет паблик-арт свойством искусства?

Дарья Филиппова, гендиректор центра «Зотов», в котором проходила дискуссия, согласилась, что арт-объектом часто становится то, что на это высокое звание и не претендует. При этом популярностью у жителей оно может пользоваться. Возле него могут фотографироваться, встречаться и т.д. В качестве яркого примера арт-объекта высокого художественного уровня она привела проходившую в ГМИИ им. А.С. Пушкина выставку китайского художника Цая Гоцяна. Инсталляция, анонсировавшая мероприятие, – множество детских кроватей, из которых прорастали березы – была создана вокруг колонн музея. И это полностью соответствовало идее выставки.

Должно ли искусство быть красивым? Этот популярный вопрос часто звучит на подобных мероприятиях. Ответ обычно такой: нет, не должно, оно должно быть интересным. Николай Ляшенко, партнер архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры», считает, что вкусы людей настолько разнообразны и отличны, что выработать какой-то общий знаменатель качества в этом вопросе сложно. По его мнению, лучше избегать избыточности. Сильной же стороной паблик-арта он считает то, что такие объекты более тесно взаимодействуют с человеком, чем архитектура.

Замгендиректора компании Stone Виктория Васильева отметила, что в крупных общественных центрах девелоперу следует создавать точки притяжения в виде арт-объектов уже хотя бы потому, что в их отсутствие они будут создаваться стихийно самими горожанами. Не так давно компания представила новый проект БЦ на Ходынском поле, где откроется арт-пространство. По мнению Васильевой, такие объекты выполняют эстетические функции, а эстетика обладает ценным свойством –
снимает стресс.

Подводя итоги конкурса, члены жюри отметили его высокий творческий уровень: помимо выбранной работы у каждого были свои работы-фавориты. Из 30 объектов, попавших в шорт-лист, победу одержала скульптура «Ангел» Жени Желвакова. Сам автор не участвовал в процедуре объявления итогов, но прислал видеообращение, в котором поблагодарил жюри. Что примечательно: казалось бы, одномерная фигура ангела с кристаллом должна была быть воспринята однозначно. Однако нет: некоторые из участвовавших в дискуссии назвали его уставшим менеджером, другие отлетевшим сотрудником офисного центра. В общем, объект породил разные толкования. Что, собственно, и должно делать искусство.